Назад
Статьи

Евгений Горбунов: Как сделать лайв незабываемым

Евгений Горбунов
Евгений Горбунов
Музыкант и продюсер, автор проекта Интурист, гитарист и автор песен группы ГШ
Время чтения: 10 минут
Дата публикации: 16.08.2022

Оглавление

Музыкант и продюсер Евгений Горбунов поделился своим сценическим опытом, рассказал о принципах, помогающих в выступлениях, о том, как найти свой собственный подход к лайву и начать импровизировать.

Создайте свой уникальный образ

Я уверен, что в музыке на самом деле правил нет. Мы сами их и придумываем: что-то работает, что-то нет — все для каждого индивидуально. Еще я думаю, что от концертов лучше ничего не ждать — чем больше ожиданий, тем больше разочарований. Я всегда готовлюсь к худшему. Сейчас все, что использует музыкант, уже является его репрезентацией как артиста. То, как мы себя подаем, начинается с наших кроссовок и заканчивается видеорядом за спиной.

Многие задаются вопросом, как стать клевыми. Тогда в дело идет такой мускулистый продакшн, «накачанность» нашего эго, саунда. Либо есть «накачанность рыночная», когда музыканты считают, что они уже крутые и рынок в них заинтересован. Кажется, если мы недостаточно накачали свой продакшн, маркетинговые планы, образ, то ничего не получится. Это иллюзия. Дело не в этом. На самом деле, не нужно следовать за рынком и повторять чужие шаги.

Вместо этого нужно создавать собственный образ, который не будет подстраиваться под рынок. Например, вы любите массовую культуру и хотите стать ее частью — попробуйте посмотреть на нее со стороны, максимально расширив оптику, и найти что-то свое в огромном массиве культуры.

Можете прислушаться к себе и своим воспоминаниям, когда вы не думали еще о музыке оценочно и не воспринимали ее как хорошую или плохую. Может быть, вам нравился какой-то трек. Вы берете его и начинаете анализировать, что из него можно взять, чтобы спроецировать на себя как на артиста, а затем на аудиторию. Вы можете делать со своим творчеством все что угодно. Аудиторию не проведешь маркетинговыми штучками, среди вашей публики всегда найдутся люди, которые не слушают советы маркетологов, а выбирают ту музыку, которая им действительно нравится. В это же время лайвы — самая главная часть вашей репрезентации. Можно поначалу опираться на тренды массовой культуры, но круто прийти к тому, чтобы тренды вас не волновали. Вы просто будете делать то, что вам нравится и сами создавать тренды, если уж на то пошло.
«ЛАЙВЫ — САМАЯ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ВАШЕЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ. МОЖНО ПОНАЧАЛУ ОПИРАТЬСЯ НА ТРЕНДЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ, НО КРУТО ПРИЙТИ К ТОМУ, ЧТОБЫ ТРЕНДЫ ВАС НЕ ВОЛНОВАЛИ. ВЫ ПРОСТО БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ, И САМИ СОЗДАВАТЬ ТРЕНДЫ». 

Однажды я играл в популярной группе, и мне не нравилась наша публика на концертах. Кто-то прыгал постоянно, разбивал себе голову, они мне казались чужими людьми. Я думал, почему так происходит. Оказалось, что они такие, какими я их представлял себе изначально, все эти отлетевшие парни в кепках (мы выглядели так же). Я думаю, если бы я представил себе людей, которых мог позвать к себе пить чай, они бы и ходили на концерты. Я бы делал музыку для них, и моя артистическая сущность была бы направлена на них. Любовь к публике очень важна.

Сейчас я вижу на концертах потрясающих и открытых людей. С ними классно пообщаться после концерта. Думаю, все из-за того, что я позволяю себе все что угодно в творческом плане и нормально отношусь к своим ошибкам — они это чувствуют и нам интересно наблюдать друг за другом.

Ошибки неизбежны. На лайвах нужно пробовать все, что приходит в голову. Каждый лайв — это уникальный опыт, и вы никогда не можете предугадать, как он пройдет. Хороший концерт это один шаг к успеху. А плохой — два шага к успеху, потому что на нем вы учитесь очень многому. Нужно полюбить в себе несовершенство и принять, что у всех людей, которые выходили на сцену, случались неудачи. 

Полюбите свою аудиторию

Однажды я играл в популярной группе, и мне не нравилась наша публика на концертах: кто-то прыгал постоянно, разбивал себе голову — они мне казались чужими людьми. Я думал, почему так происходит — оказалось, что они такие, какими я их представлял себе изначально, все эти отлетевшие парни в кепках (мы выглядели так же). Мне кажется, если бы я представил себе людей, которых мог позвать к себе пить чай, они бы и ходили на концерты. Я бы делал музыку для них — и моя артистическая сущность была бы направлена на них. Любовь к публике очень важна.

Сейчас я вижу на концертах потрясающих и открытых людей. С ними классно пообщаться после концерта. Думаю, все из-за того, что я позволяю себе все что угодно в творческом плане и нормально отношусь к своим ошибкам — они это чувствуют и нам интересно наблюдать друг за другом.

Ошибки неизбежны. На лайвах нужно пробовать все, что приходит в голову. Каждый лайв — это уникальный опыт, и вы никогда не можете предугадать, как он пройдет. Хороший концерт это один шаг к успеху. А плохой — два шага к успеху, потому что на нем вы учитесь очень многому. Нужно полюбить в себе несовершенство и принять, что у всех людей, которые выходили на сцену, случались неудачи.

Как выступать с ноутбуком на лайве

Главная проблема лайва с лэптопом — то, что концерт выходит очень статичным. Артист разделен с аудиторией, и это не очень хорошо. У меня есть несколько решений.

Возьмите музыкальный инструмент. Даже если вы не владеете им профессионально, попробуйте что-то сыграть. Это уже вдохнет жизнь в лайв. Или если не умеете играть на гитаре, можете разбить ее о сцену, как делают рокеры. С любым музыкальным инструментом уже начинается перформанс на сцене. 

Сделайте что-то необычное. Однажды я видел выступление лэптоп-артистов, которые все время переодевались. Они постоянно на себя что-то напяливали, играли какой-то трек, снова переодевались. За ними было интересно наблюдать. И вот уже ваш лэптоп никто не замечает.

Сыграйте диджей-сет. Лучше сыграйте диджей-сет. Часто он срабатывает лучше. Даже если это те же самые треки, на сете они почему-то звучат лучше. 

Выйдите из-за компьютера. Если у вас в треках есть вокал, лучше стоять и петь с микрофоном не за компьютером, а перед ним. Можете спрятать его под стол и использовать контроллер. Сам факт появления артиста на сцене ничего не значит, это всего лишь формальность. А творчество и диалог с публикой начинается, когда артист ищет свой собственный подход, что-то меняет в своих выступлениях и эволюционирует.
«МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО МУЗЫКА НА КОНЦЕРТЕ — ЭТО ПЕРВИЧНАЯ ВЕЩЬ. ВСЕ ДОЛЖНО ИДТИ ОТ НЕЕ, А НЕ ОТ ТОГО, КАК ВЫ СЕБЯ ВОСПРИНИМАЕТЕ НА СЦЕНЕ». 

Не бойтесь ошибиться

Многие артисты стесняются своего непрофессионализма. А мне кажется, что это один из главных двигателей музыки в принципе. Если бы группа The Stooges была «профессиональной», вы бы не стали ее слушать.

Определите, в чем вы дилетант, и используйте это. Возьмите у приятеля валторну, поиграйте на ней как попало на концерте, это уже будет интересно. Можно каждый лайв бросать себе вызов и выступать по-разному. Иногда срабатывает принцип чем хуже, тем лучше. Все нарабатывается набиванием шишек.

Импровизируйте

Импровизация — это то же сочинение музыки, просто оно происходит на концерте и намного быстрее. Вы точно так же ковыряетесь в нотах, просто это слышат все. Советую прочитать книгу Романа Столяра «Современная импровизация».

Например, у вас на концерте выключили электричество. Вы играете с группой, у вас все отрепетировано. При форс-мажоре кто-то может потеряться или стушеваться. В таком случае можно начать трек заново, но главное — не растеряться. Однажды мы выступали в Хабаровске, и у нас выключилось электричество. Тогда наш барабанщик (единственный, кого было по-прежнему как-то слышно) просто продолжил играть, а мы сделали вид, как будто так и было задумано, и когда электричество починили, мы продолжили как ни в чем не бывало.

В другой раз сцена оказалась залита водой, и у нашего барабанщика сломалась педаль. Он чинил ее во время выступления. Когда у меня пропал голос, мы поменяли плейлист на ходу и заменили сложные песни с высокими нотами на более простые.

Выступайте чаще

Некоторые группы репетируют почти каждый день. Это неэффективный подход. Чем больше играешь одно и то же, тем больше оно тебя задалбывает, ты начинаешь хуже играть. Нужно найти баланс и обязательно отдыхать от игры. Забивать на репетиции тоже не стоит, нужно обязательно быть уверенным хотя бы в том, что все помнят партии. На раннем этапе я советую группам как можно чаще вписываться в концерты или фестивали. Это крутая школа жизни. Можно выступать бесплатно, главное нарабатывать навык и общаться с другими музыкантами.

Можно найти фестиваль, написать группам, которые тебе интересны, и предложить сыграть бесплатно там же. Вписываться в фестивали очень полезно: сначала ты знакомишься с единомышленниками, а потом тебя могут позвать играть куда-то еще. Так можно накопить свою первую аудиторию — вдруг кому-то из фанатов другой группы понравится ваш лайв.

Когда вы молодой артист и ездите только группой из десяти человек, то вы не заработаете на своих концертах. Если у вас есть разные варианты состава, круто! Вы можете один поехать в один город, а можете поехать группой на фестиваль.

Разберитесь с оборудованием

Надо знать свое оборудование досконально. Иногда что-то может звучать не очень хорошо и вы должны знать, что конкретно идет не так и как оно должно работать. Разберитесь с техническими моментами или попросите помочь друзей. Это очень полезно и даже необходимо, потому что часто на концертах с большими лайнапами техники и звукорежиссеры слишком заняты, чтобы помочь вам. Иногда звукачи и техники просто не заинтересованы в том, чтобы хорошо делать свою работу, полагайтесь только на себя или позовите на свой лайв технически подкованного человека, которому вы доверяете, он может подстраховать вас или даже отстроить вам звук. И чем раньше вы начнете дружить с техникой, тем проще вам будет на концертах.

Автор: Дмитрий Семенушкин

Избавьтесь от лишнего

Как-то раз мы играли в Питере, у меня была большая тяжелая педаль Cry Baby, и я забыл ее в клубе. Когда мне не удалось ее там найти на следующий день, я даже обрадовался — так она меня достала своим весом. Тяжелое оборудование в путешествиях только мешает. Нужно оптимизировать сетап, поберечь спину и нервы. Если у вас большие гитарные педали, замените их на более дешевые и легкие. Это классно работает для смекалки: если вы используете какой-то эффект только в одном треке, просто выбросите его из сетапа и придумайте, как решить задачу по-другому.

Заблуждение думать, что оборудование поможет донести свою художественную мысль до аудитории. Часто оборудование начинает играть само, без вашего участия, и вы просто теряетесь за ним.

У меня есть принцип — весь сетап должен помещаться в рюкзак. А гитары, если я езжу с проектом Интурист сольно, стараюсь просить у организаторов, чтобы не таскать с собой. 

Выбирайте недорогое оборудование

Я люблю свой синтезатор Casio. На нем есть эффекты, они звучат своеобразно, и эти звуки я могу присвоить себе, потому что мало кто ими пользуется. Еще можно подключить педали, обычно они стоят недорого и помещаются в рюкзак. Поспрашивайте друзей, может быть, у кого-то пылится ненужный синтезатор. 

Мой синтезатор говорит мне о жизни, о нас с вами. Он меня вдохновляет, на нем можно играть все, что угодно. Он наполняет меня уверенностью в себе, но в то же время у него звук на грани фола, это классно работает для лайва. Как говорил Дэвид Боуи, нужно всегда чувствовать отсутствие почвы под ногами, там и начинается творчество. Перестаньте оправдывать чужие ожидания. Вам просто самому должно быть весело и интересно, и вы удивитесь, насколько веселее и интереснее станет с вами всем вокруг.

Будьте собой на сцене

Когда вы хотите выглядеть круто на сцене и специально что-то изображаете, аудитория видит вашу неискренность. Если вы не чувствуете внутренней необходимости двигаться на сцене, не надо себя заставлять специально. Мне кажется, что музыка на концерте — это первичная вещь. Все должно идти от нее, а не от того, как вы себя воспринимаете на сцене. Музыка будет вас потихоньку раскачивать, а если не будет, то и не пытайтесь это форсировать.

Сохраняйте контакт с публикой

Я уверен, что артист не должен разрушать некую магию во время концерта. Я верю, что между ним и зрителем должна быть своеобразная дистанция, напряжение. Важно сохранять его между песнями и не превращаться из артиста просто в чувака в перерывах (если конечно ваш сценический образ не просто «чувак»). Вы можете молчать между песнями или делать большие паузы, ничего страшного в этом нет, главное держать напряжение и оставаться артистом.

Не всем дано что-то говорить между треками, для кого-то это стресс. Кто-то из музыкантов пишет себе тексты и заучивает их. Так можно, но эта искуственность чувствуется. Идеальный вариант, если вы не уверены в своем ораторском таланте — просто говорить спасибо между треками, ведь вы не обязаны никого развлекать в перерывах. Это ваш концерт, он будет проходит так, как вы задумали. 

Делайте видеопроекции

Если за вами на концерте есть экран, лучше поставить на него свое видео или проекцию. Необязательно делать что-то содержательное. Все таки музыка — это главное. Это может быть видеоарт, но круто, когда он дополняет музыку, а не отвлекает от нее. Иногда лучше залить экран одним цветом или поставить упоротую статичную картинку на весь концерт. Правил нет. 

Видео также может отображать тему вашего альбома. Например, моя музыка была завязана на теме железной дороги. Я сделал мерцающий экран, на котором были силуэты пролетающих мимо столбов и висящих на них проводов. Было ощущение, что ты едешь в поезде. Так повторялось весь концерт, и было здорово.

Вам будет интересно

Статьи
Директор Moscow Music School Дмитрий Панов стал гостем подкаста «Кулзвук»
Статьи .png" alt="">
Как создавалось новое световое шоу Red Hot Chili Peppers
Статьи
Наадя: Как работают метафоры в песнях
Статьи
Особенности саунд-дизайна в играх
m o s c o w m u s i c s c h o o l

Moscow Music School — школа современной музыки. Мы вдохновляем и обучаем тех, кто завтра перевернет музыкальную индустрию.

Подробнее о школе → Подробнее о школе →
Заявка на курс Заявка на событие