Назад
Статьи

Как электронному музыканту найти свой звук

Никита Забелин
Никита Забелин
Диджей, техно-продюсер, основатель объединения Resonance
Время чтения: 15 минут
Дата публикации: 18.10.2022

Оглавление

О поиске авторского почерка и индивидуального звучания и о том, как электронный музыкант может определить свой вкус, вычленить вдохновение из личной аудиотеки и синтезировать лучшие концепты и практики в персональный стиль — рассказал Никита Забелин в новом материале. 

Никита Забелин — диджей, техно-продюсер, основатель объединения Resonance, ведущий одноименной радиопрограммы, а также куратор интенсива «Мастерская Resonance» в Moscow Music School.

Что такое звук

С точки зрения артиста, звук — это то, что отличает музыканта от других и при этом нравится самому музыканту. У каждого из нас есть мы сами — наш вкус, мир, видение, самочувствие, сознание, мышление. Все эти вещи создают общую картину творчества. Ваша музыка — это отражение вас. Если она нравится вам и при этом отличает от других людей, значит, вы нашли свой звук.

Я советую делать то, что вам нравится, и не спрашивать мнение других. Социальные сети немного подпортили эту схему, потому что люди начали слишком критически относиться к себе и своему творчеству. Вместо того, чтобы получать удовольствие, они пытаются оценить себя. Но ведь творчество — это процесс, который должен доставлять вам удовольствие, ведь через него вы делитесь с другими людьми частичкой себя. Мне кажется, что свой звук — это сложносочиненная волна, которая резонирует именно с вами. Есть определенные вещи, которые именно вам нравятся, и вы их транслируете через звук.

Зачем нужен свой звук

Я верю в то, что по законам природы все стремится к тому, чтобы жить в союзе и сосуществовать друг с другом. При этом всем хочется быть заметным и выделяться на фоне друг друга. Я считаю, что быть заметным — это одно из базовых стремлений любого существа. С этим связана эволюция, которая подразумевает, что каждое животное старается обрести необычные, выделяющие их среди других характеристики. Для животного — это клыки, шерсть, цвет. Эти характеристики — в том числе часть выживания.

У вас как у самостоятельного артиста есть задача самовыразиться и донести свою правду до мира. Не верю, что люди занимаются творчеством только ради себя. Я верю, что они это делают, чтобы донести до других свои мысли через песни и картины. Главное, какой месседж был заложен и как это технически реализовано.

С духовной точки зрения, разные жанры нужны для разных людей. Кому-то нужен металл, чтобы успокоиться, кому-то — хип-хоп. Это и есть те ответы на сложную реальность. Свой звук это то, что поможет вам расслабиться, успокоиться и понять, что все, в принципе, неплохо.

Что такое вкус

Ваш звук и вкус — это схожие понятия с точки зрения музыкального продакшена. Вы пишете тот звук, который соответствует уровню развития вашего вкуса. Вкус возникает от музыкальной насмотренности и интуиции. Я считаю, что человек, который мыслит творчески, должен полагаться на интуицию больше всего. Мозг принимает решения раньше, чем вы сами. В творчестве мы стремимся создать продукт, в котором люди определенным образом потеряются. Он должен быть красив настолько, чтобы ты мог раствориться в этом.

Когда мы приходим в лес, там нет никакого несоответствия, все в гармонии. Я считаю, что у природы идеальный вкус. Если у вас есть музыкальная насмотренность, она формирует у вас представления о том, что есть хорошее. Вместе с критическим мышлением это рождает у вас вкус. Например, человек с большой насмотренностью понимает, что в каждом жанре есть интересные вещи. Я как диджей умею соединять в одном сете и металл, и техно, и хип-хоп. Я выбираю музыку, исходя не из жанра, а исходя из того, насколько она подходит эстетически.

Это такое внутреннее чувство. Вы берете синтезатор, начинаете его крутить как-то, создавать звуки. И вот вы чувствуете, что звук с вами резонирует и нравится вам. Вот это «нравится» — это сигнал, что вам нужно продолжать работать с музыкой дальше.
«ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ НАСМОТРЕННОСТЬЮ ПОНИМАЕТ, ЧТО В КАЖДОМ ЖАНРЕ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЕЩИ. Я КАК ДИДЖЕЙ УМЕЮ СОЕДИНЯТЬ В ОДНОМ СЕТЕ И МЕТАЛЛ, И ТЕХНО, И ХИП-ХОП. Я ВЫБИРАЮ МУЗЫКУ, НЕ ИСХОДЯ ИЗ ЖАНРА, А ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, НАСКОЛЬКО ОНА ПОДХОДИТ ЭСТЕТИЧЕСКИ»

Почему талант это истина

Для меня творчество — это ответы на существующие вопросы. Творчество объединяет людей. Мне кажется, что мы можем делать больше и проливать свет на истины, которые объединяют всех людей.

Недавно я пришел к мысли, что в лесу вы испытываете чувство свободы и очищения. Мы находимся в месте, где все существует много лет. Цветок был создан много тысячелетий назад. Это та константа, на которую мы можем опираться. Для меня это истина, потому что она позволяет откинуть социальный надуманный контекст и остаться наедине с настоящим, откуда можно начинать построение своих ценностей.

Недавно я подумал, зачем нужен талант для творчества. Я правда верю, что талант тебе не принадлежит. Если ты обладатель таланта, ты обязан его показать другим людям. Потому что вместе с талантом у вас есть точка подключения к какой-то истине, к особенному взгляду на мир через язык творчества. У вас есть это подключение, вы можете своей рукой создать нечто прекрасное, как природа сделала цветок. Вне зависимости от социального статуса человек обязан поделиться своей истиной с другими.

Талант и есть в определенном смысле истина, надо работать с ним, уважать и ни в коем случае не подвергать сомнению внутри себя. Если ты чувствуешь в музыке внутреннюю свободу, то и другие люди почувствуют ее. Если у вас есть свой звук и он проработан через свой вкус, который вы уважаете, и у вас есть талант, который подключается к истине, то вы можете создать великолепную работу. Это не вопрос одного дня.

Составьте список любимых групп

Талант — это ваше метафизическое тело. Истина и свой звук — это реализованное тело таланта и переданное в руки человечеству. Мне кажется, человек до 30 лет не способен выдавать какой-то осознанный и самостоятельный продукт. Это случается, когда человек обретает самоценность и не перекладывает на общество оценку себя.

Молодой человек не может критически относиться к своему вкусу и своим переживанием. До 17 лет мы копим эмоциональный опыт, связанный с музыкой. В 17 лет человек начинает задумываться о реализации своих талантов, чего он хочет достичь, переработать этот опыт и что-то сделать уже. Он выбирает музыку, начинает развиваться, изучать Ableton, у него появляются друзья-музыканты, он начинает во всем этом вариться. Но на этом этапе человек не обладает критическим мышлением, потому что у него нет опыта пережитых эмоций.

К 22 годам человек хочет сделать музыку, которой он впечатлялся с пяти лет. Что мы получаем в 22 года — попурри из того, что нравилось человеку с 10 до 17. Это естественная реакция психики на то, чтобы реализоваться, и это эффектно и круто. Первые работы — это такая солянка, выжимка, всего, что он любил. Возникает вопрос: а где вы сами в этой музыке? Самих пока нет, потому что нужно обрести жизненный опыт, попасть в сложные ситуации, сделать сложный выбор.

По моему мнению, в 27-28 лет у музыкантов самые прекрасные альбомы. Прикольно, когда человек продолжает заниматься музыкой, у него прошел хайп, он успокоился, реализовался в капиталистическом обществе. Этот тот момент, когда тебе не нужна чужая оценка, ты делаешь крутые вещи сам по себе. Такие люди обычно сидят в тишине и занимаются своим делом. 

Важно составить список любимых групп, чтобы начать искать собственный звук. Это отражение того, что вам нравится, мудборд. Чтобы выйти из вторичности, нужно сначала понять, что вы вторичен, а потом начать искать возможности, где можно сделать что-то необычное. Когда вы составляете список групп, вы начинаете поэтапно искать себя, ищете соответствия между разными группами, визуализируете свой вкус. Прежде всего для себя самих. 

Определите, что конкретно нравится и отзывается у вас. Гитары, манера вокала, стихи, обработка инструментов, ритмы, мелодии, настроение. Когда вы пройдетесь по списку своих артистов, 30% находок будет похожи друг на друга. Они составят круг ваших интересов.

Изучайте инструменты и используйте их

Нравятся рифы — берете гитару и играете. Нравится звук — покупаете примочки, ищете свое звучание. Это делает из вас музыканта. Поиск уникальности и сильных сторон будет отличать вас от других. Это бесконечный процесс обучения. Важно научиться повторять и применять те элементы, которые вам понравились. Тут начинает формироваться ваш звук.

Берите контрастные смыслы и ищите новое. Вам нравится Уитни Хьюстон и Металлика — отлично! Только вы сможете найти ключ к комбинации двух этих стилей вместе.

Звук — это пережитый бэкграунд. Он появляется, когда вы осмыслили свои интересы, выросли из этого, поняли, что хотите изучать себя дальше и быть оригинальным артистом.
«ТАЛАНТ И ЕСТЬ В ОПРЕДЕЛЕННОМ СМЫСЛЕ ИСТИНА, НАДО РАБОТАТЬ С НИМ, УВАЖАТЬ И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОДВЕРГАТЬ СОМНЕНИЮ ВНУТРИ СЕБЯ. ЕСЛИ ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ В МУЗЫКЕ ВНУТРЕННЮЮ СВОБОДУ, ТО И ДРУГИЕ ЛЮДИ ПОЧУВСТВУЮТ ЕЕ».

Какую музыку я создаю сейчас

Я не очень люблю находиться в рамках. Мне всегда не нравилось, что в программах Ableton Live, FL Studio есть фортепианные клавиши, ноты, такты. Когда я пишу музыку, я хочу уйти от стандартов и правил. Одно время я даже перестал писать музыку, когда видел клавиши в программе.

Затем я начал заниматься модулярным синтезом, купил себе синтезатор Make Noise 0-Coast — если вы хотите заниматься модулярным синтезом, это самое лучшее для старта. С ним вы можете создавать повторяющиеся петли разной длины, настраивать длину ее хвоста и то, как эта петля будет меняться. Мне очень нравится процесс создания хаотичного рисунка.

Я фанат природы, и все меряю подобными категориями. Для меня хаотичность и была сутью. Я взял синтезатор и начал пробовать разные обработки звука. В итоге одна обработка влияет на другую, на них влияет сила звука, и вместе это создает такую музыкальную текстуру, которая постоянно меняется, словно вода или огонь.

Я хотел создать что-то атональное, что будет захватывать внимание и производить впечатление. У меня получилось! На таких базовых решениях я смог сделать патч своей мечты. Это именно звук, а не просто музыка. В этой истории больше смысла, чем в любой песне.

Сегодня человек становится более черствым, в том числе из-за огромного массива информации, в котором ты теряешься. Есть вещи вечные, а есть проходящие как все, что происходит сейчас. Огонь не меняется, но всегда на него можно смотреть долго.

Когда я создал свой патч, он играл по кругу, и он мне не надоедал — и это лучшее чувство. Я люблю соотносить музыку с картинкой. Для меня мой патч — это эрозия почвы, что-то напоминающее ржавчину и плесень. То, чем я вдохновляюсь, становится основой моего творчества и звука. 


ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ MUSIC PRODUCTION

Вам будет интересно

Статьи
Траектория ломаного ритма — плейлист от Ника Завриева
Статьи
Universal University получил лицензию на высшее образование
Статьи
Леонардо Перес: о профессиях (и не только) в саунд-инжиниринге
Статьи
Перезагрузиться и отдохнуть: 5 книг для музыкантов
m o s c o w m u s i c s c h o o l

Moscow Music School — школа современной музыки. Мы вдохновляем и обучаем тех, кто завтра перевернет музыкальную индустрию.

Подробнее о школе → Подробнее о школе →
Заявка на курс Заявка на событие