Быть независимым артистом — опыт Антохи МС
Продолжаем делиться с вами материалами с Music Industry Day — конференции, которая прошла в Moscow Music School этим летом и объединила инсайдеров музыкальной индустрии, чтобы обсудить перспективы и тенденции рынка здесь и сейчас, а также осмыслить изменения, которые произошли в контексте тех или иных общественных потрясений.
В материале ниже — Антоха МС и его директор Андрей Кузнецов о том, где брать вдохновение и как создавать новый материал в условиях внешнего давления, о выпуске музыки, будучи независимым артистом, и о творчестве как способе созидания.
Модератор беседы — Андрей Рыжков (KOV KOV).
В материале ниже — Антоха МС и его директор Андрей Кузнецов о том, где брать вдохновение и как создавать новый материал в условиях внешнего давления, о выпуске музыки, будучи независимым артистом, и о творчестве как способе созидания.
Модератор беседы — Андрей Рыжков (KOV KOV).
Интервью Антоха 1
— С чего началась история Антохи МС?
Антон Кузнецов: С идеи, что я хочу сочинять музыку. Сначала на пианино, потом на синтезаторе, затем начал писать музыку на компьютере. Я выбрал музыкальную школу и стал учиться играть на трубе и фортепиано. Тогда я еще не понимал, что стану артистом и буду сочинять песни. Может быть, вам интересно, откуда взялся никнейм Антоха МС? Как только я сочинил первую песню, надо было выбрать имя. Тогда была популярна группа «АК-47», в песнях постоянно мелькало, что Витя стал МС. Я подумал, Антоха, ты тоже стал МС. Еще меня постоянно все называли Антоха, так и решил назваться.
— MC — аббревиатура Master of Ceremony, то есть это человек, который зажигает толпу. А в 2000-х так называли Music Creators. Расскажите, как вы создаете песни и видеоклипы? Откуда берете идеи?
Антон Кузнецов: Первыми моими музыкальными инструментами были пианино и труба. Потом у меня появился синтезатор: на нем можно было слушать новые интересные звуки и записывать партии.
Сначала я долго ищу интересный звук на синтезаторе, это самый важный элемент в любой композиции. Потом начинаю с ним играть, придумывать мелодию, концепт, грув. Начинаю шерстить следующий синтезатор и так далее. Если ты однажды нашел звук, это не значит, что он сразу хороший. Его надо покрутить, поизменять, в итоге после многочасовых сессий рождается песня. Потом я могу развить эту мелодию и придумать басовую или барабанную линию.
— Андрей, а как ты участвуешь в процессе?
Обычно я говорю, это классно, это мне нравится, а это не нравится. Я слушаю много музыки, вообще у нас музыкальная семья, где мы всегда слушали разную музыку. Если говорить про Антона, то он уникальный мелодист, у него отлично получаются мелодии!
— Когда музыку надо выпускать, как вы работаете над релизом?
Андрей Кузнецов: Когда мы с Антоном начали работать, мы сделали план на год и контент-план: что хотим выпустить, с какими артистами, какие сроки. Нужно учитывать сезонность, концерты, отдых и выпуск клипов. Все это надо разложить в течение года. Затем нам пришлось в начале года скорректировать планы. Сначала мы с Антоном все делали вдвоем, сейчас работаем с командой. У нас есть SMM-специалист, концертный менеджер, юрист, саунд-продюсер.
Антон Кузнецов: Сейчас мы понимаем, как лучше всего преподносить материал. Для этого очень нужна команда. Как рассказал Андрей, нам помогает фотограф, дизайнер, пиарщик, звукоинженеры, концертный директор. Мы заботимся о том, чтобы о нас услышало как можно больше людей. Команда должна расширяться: чем больше людей, тем лучше.
Андрей Кузнецов: Задача для меня как менеджера и для Антона как артиста — создать лучший продукт: музыка, клипы, контент в соцсетях. Сложно заниматься одновременно музыкой, SMM, организацией концертов и гастролей, это дикая многозадачность. Если ты хочешь сохранить что-то от себя в музыке, надо делегировать задачи. За полгода у нас сформировалась классная команда. Я не думаю про концерты и юридические вопросы. Наша основная задача — создание музыки.
— А что насчет дистрибуции? Вы сами заливаете релизы?
Андрей Кузнецов: У меня нет большого опыта в музыкальной индустрии, поэтому с этим нам помогают ZVONKO GROUP. Загружаем релизы через личный кабинет. Также мы общаемся напрямую с редакциями Яндекса, VK и Звука. Пишем им, что у нас вышел релиз, чтобы они его заметили среди других релизов.
— В этом году было много классных спецпроектов. Как вы работаете? Креатив остается за вами или вам ставят ТЗ?
Андрей Кузнецов: Обычно созваниваемся вместе и обсуждаем. Так было с Яндексом. Сначала планировали сделать летний трек, а потом решили сделать еще и мини-альбом.
Антон Кузнецов: Все зависит от команды. Например, когда мы работали на «Плюс Даче» от Яндекса, они принимали все, что я предлагал. Но в любом случае, нужно помнить о том, что когда работаешь с брендами, будь готов, что будет сложно.
Андрей Кузнецов: С Яндексом у нас была небольшая интеграция, мы немного переработали текст, но никто не крутил нам руки. Задача была сделать классный продукт и на «Даче» потом его презентовать. А, например, с МТС была другая история: надо было интегрировать определенные слова, это был рекламный кейс, и мы постоянно меняли текст. Мне, как человеку корпоративному, это несложно. А Антохе как музыканту было тяжеловато.
Интервью Антоха 2
— Мне знакомы ваши позиции. Здесь будет кстати совет музыкантам — если будете работать с брендами, не теряйте свое лицо, но не забывайте, что вам нужно сделать что-то вместе.
Антон Кузнецов: На спецпроектах очень помогает менеджер. Он постоянно подбадривает и помогает решить вопросы. За это Андрюхе большое спасибо, он тоже мне всегда говорил: «Давай, давай!». Когда мы работали с МТС, у нас не было четкого представления о том, что они хотят — рекламу или клип.
Андрей Кузнецов: Были короткие сроки: надо было все выпустить до Нового года. Но результат получился действительно классным.
— Считается, что независимый артист — это музыкант, над которым никого нет, он вершина своей карьеры, сам себе менеджер. Как вы думаете, есть ли что-то, чего не хватает независимому артисту от больших лейблов?
Андрей Кузнецов: Мы четко придерживаемся нашего плана. Когда ты юный, живешь с родителями, можно писать музыку свободно. Когда ты уже состоявшийся артист, без плана тяжело. В этом смысле лейбл — это тот, кому ты можешь отдать свои проблемы с SMM, концертами и так далее. Но мне кажется, что у них это все на потоке, там души меньше, чем когда ты делаешь все сам.
Когда делаешь все сам, нужно или самому все держать в фокусе, или поручать это менеджеру. Лейбл — тоже неплохо, но у них обычно свои планы на тебя. У нас же на первом месте Антоха и его креатив.
Антон Кузнецов: На мой взгляд, любому человеку нужно развивать предпринимательскую жилку и понимать, что все твои действия должны быть структурированы и запланированы. Еще важно выбирать хорошее окружение или самому присоединяться к тем, кто тебе интересен. Неважно, независимый ты артист или нет, не в этом дело. Зависимый артист для меня — это то, что у меня было, когда я подписал договор, по которому я отдавал все.
— Кстати, вспоминая прошлое — как сейчас эта ситуация влияет на ваши текущие процессы?
Антон Кузнецов: С этим может столкнуться кто угодно в любой момент в любой сфере. Это нормальное явление. Я воспринимаю это спокойно. Это житейская ситуация, с которой надо разбираться, не оставлять ее на самотек и не забывать про нее.
Андрей Кузнецов: Я как менеджер стараюсь не усложнять жизнь Антохи информацией по этой теме. Главное — это музыка. С юридическими сложностями нам помогают юристы, мы тоже следим за этим. В российской судебной практике не так много таких случаев. Мы стараемся держать эту тему в фокусе, но это не проблема номер один, чтобы плакать и горевать.
— Ты говорил, что есть лейблы, которые забирают все. Можешь привести пример, что значит все? Все деньги? Не дают творческой свободы?
Антон Кузнецов: Все — это то, ради чего ты живешь: создание музыки и творчество.
— Однажды я видел на концерте, как ты делаешь трюки на скейте на сцене. Как появилась идея?
Антон Кузнецов: Помимо самого творческого процесса ты постоянно думаешь, как это потом исполнять на сцене. Хочется наполнять выступления чем-то интересным. Мне кажется, что надо делиться с людьми не только музыкой, но и другими областями своей жизни.
Скейтборд вообще люблю всем сердцем. В 14 лет я катался и делал разные трюки. В один момент я готовился к концерту и понял, что можно использовать минимальное количество пространства и делать трюки на скейте на месте. Купил стол и первый раз сделал это на «Пикнике Афиши». Так рождаются эти идеи.
— Как и где ты искал свои первые выступления?
Антон Кузнецов: Не скажу, что я сидел дома и думал, когда же я уже выйду на эту сцену и спою что-то такое. Все время уходил в сочинение музыки. В результате о концертах думал так: как получится, так и получится. Еще мне друзья говорили, что у меня классная музыка, Это помогало не терять надежды, что я выйду на сцену.
Когда я начинал, не было такой активности в интернете, мероприятия были точечные и локальные. Но я общался с другими людьми из индустрии, старался собрать вокруг себя комьюнити. Советую артистам, которые хотят на сцену, как можно больше общаться с людьми из индустрии, которая тебе близка. Я общался с граффитчиками и музыкантами. Играл на трубе на разогреве, потом меня пригласили на граффити-вечеринку и так далее.
— Как начинающему артисту формироваться независимо? Кажется, что на старте карьеры люди сталкиваются с отсутствием денег на продвижение своей музыки.
Антон Кузнецов: Зависимость начинается только тогда, когда вы подписываете документы. Не подписывайте все подряд. Самая ключевая тема — наличие предпринимательского мышления. Надо понимать, как ты можешь развиваться и что тебе может помочь.
Андрей Кузнецов: Если вы артист, надо ставить себе цель и прикидывать, что вам нужно. Сейчас самое хорошее время, чтобы начинать. Первые свои альбомы Антоха записывал не на студии, такого ресурса не было.
— Можете немного раскрыть, как у вас происходит постановка целей?
Андрей Кузнецов: Можно ставить цели по формуле SMART, но для творчества она может не подойти. Ты примерно должен понимать, что хочешь в жизни: сочинять музыку как хобби или профессионально, собирать стадионы или быть нишевым артистом. Делай то, что нравится! Если будешь подстраиваться, тебе это надоест.
Антон Кузнецов: Я называю это не целями, а планами. Сколько сочиняю музыку, я всегда ее анализирую и думаю, что сейчас звучит плохо, а что хорошо. Если мне нравятся какие-то биты, пробую их интегрировать в свое творчество. Нравится петь определенным образом —пробую сочинить песню в новом ключе.