Как научиться играть на пианино

Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, нужны искренний интерес к музыке, постоянная практика и обратная связь. Не ждите быстрых результатов, лучше заложите как можно больше времени и не спеша разберите все сложные моменты.
В статье рассказываем, как научиться играть на пианино и даем советы от преподавателя курса «Фортепиано» Московской школы музыки Елены Дмитриевой.
Знакомство с инструментом
Фортепиано — это клавишный струнный инструмент. Пианино — компактная версия фортепиано с вертикальным расположением струн. Такой инструмент чуть меньше по размеру и подходит для небольших помещений.
Роялем называют большое фортепиано с горизонтальным расположением струн. В основном его используют для выступлений на сцене. У рояля более насыщенный и глубокий звук.
Фортепиано состоит из клавиш и струн. Звук извлекается так: пианист нажимает на клавиши, молоточки внутри пианино ударяют о струны. В зависимости от силы и длительности нажатия на клавиши можно управлять звуком: играть ноты коротко или более длительно, громко или тихо.
Нотная грамота
С нотами и специальными обозначениями можно записывать мелодии, импровизировать и учить произведение, написанное композитором.
Классическая музыкальная партитура состоит из нескольких партий — инструментов или голосов. Каждая партия записывается с помощью нот и нотных знаков: размера, тональности, знаков альтерации — диезов или бемолей для отдельных нот, — пауз, темпа или настроения мелодии.
Произведение может быть написано в скрипичном или басовом ключе. Скрипичный ключ подходит для партий женских голосов, нот для правой руки, нот скрипки, гитары и ударных. В басовом ключе записывают партии низких мужских голосов, инструменты с низким звучанием, а также ноты для левой руки.
В классическом произведении для фортепиано обычно указывают партии в обоих ключах: основную мелодию для правой руки записывают в скрипичном ключе, партию для левой руки — в басовом ключе.
Начните изучать музыкальную грамоту с порядка нот на клавиатуре фортепиано. Названия звуков всегда расположены в одной последовательности, поэтому для начала можно запомнить порядок нот на пианино в одной определенной октаве.
Освоение базовой техники
На первых уроках по пианино учат свободно сидеть за инструментом. От этого зависит техника игры и беглость пальцев — насколько вам будет удобно играть. Вот с чего обычно начинают обучение игре на фортепиано:
Правильная посадка за инструментом
Банкетка или стул должны располагаться по центру инструмента. При свободной посадке пианист сидит на передней половине банкетки, ступни стоят на полу, чтобы можно было дотянуться до педалей, спина прямая, локти и плечи в расслабленном состоянии.
При этом можно учиться играть сразу на настоящем фортепиано, либо на цифровом инструменте — синтезаторе. Лучше всего брать цифровое пианино с полноразмерными и взвешенными клавишами — это значит, что они наиболее приближены к клавишам на классическом фортепиано.
Постановка рук
Локти должны располагаться на уровне клавиатуры, запястья не должны проваливаться вниз. Чтобы понять, как правильно держать запястья, представьте, что вы держите в ладони яйцо: форма кисти должна быть округлой, при этом не зажатой, расслабленной.
Упражнения для развития беглости пальцев
Иногда начинающие пианисты сразу хотят играть на фортепиано сложные произведения, которые не подходят под их уровень. Это неправильная стратегия. Сначала нужно разобрать основные моменты в технике и понемногу брать более сложные пьесы.
Для начинающих пианистов лучше всего подойдут гаммы — это озвученные на клавиатуре звукоряды (или лады). С ними можно запомнить, как вести руку по клавиатуре и развивать скорость при игре на пианино. Помимо этого гаммы помогают развивать пальцы, чтобы пианист мог одинаково хорошо освоить инструмент, выбирая нужную силу и длительность исполнения.
Для развития техники и координации также подойдут этюды Карла Черни и игра произведений в умеренном темпе под метроном. Со временем вы сможете развить координацию, если будете постепенно осваивать произведения и анализировать свою технику с преподавателем.
Основные техники игры
К базовым техникам относят гаммы, аккорды и арпеджио. На следующем уровне обучения игре можно попробовать подбирать простой аккомпанемент для левой руки.
Мажорные и минорные гаммы
Гаммы — это технически исполняемые звукоряды (или лады). Они помогают тренировать беглость пальцев и отрабатывать технику. Как мажорные, так и минорные гаммы позволяют запомнить расположение нот.
Гаммы подходят для того, чтобы отрабатывать технику и беглость пальцев. Это идеальное упражнение для начинающих пианистов. Вы можете выбрать любую гамму — как мажорную, так и минорную — и тренироваться в подходящем темпе.
Также с гаммами вы быстрее разберетесь в том, как строятся тональности, сможете отличать мажорный лад от минорного. Для тренировки можно использовать специальные сборники упражнений с гаммами.
Аккорды
Аккорды — это сочетания трех и более звуков, взятых на клавиатуре одновременно или последовательно. Набор нот в аккорде связан с тональностью и интервалами.
Аккорд состоит минимум из трех звуков. Мажорное трезвучие начинается с большой терции (например, соль-си). Минорное трезвучие начинается с малой терции (например, соль-си бемоль).
Изучая аккорды, можно разобраться в тональностях, а также научиться правильному положению пальцев на инструменте. Когда вы научитесь играть основные аккорды, вам будет проще играть первые мелодии и произведения.
Арпеджио
Арпеджио — это сочетания звуков, как и аккорды. Отличие в том, что аккорды звучат одновременно, а при арпеджио звуки играют последовательно. Упражнения помогают развивать технику, запомнить интервалы в определенных тональностях.
Простой аккомпанемент
Когда вы освоили основные техники игры, можно попробовать подобрать аккомпанемент к мелодии. Выберите подходящую мелодию, определите ее лад и тональность. Затем попробуйте подобрать вариант аккомпанемента, например, на основе аккорда в вашей тональности.
Самая распространенная последовательность аккордов — тоника–субдоминанта–доминанта. Тоника — это устойчивый звук, вокруг него строится тональность. Например, нота до — это тоника в до мажорном (или минорном) ладу. Субдоминанта (нота фа) — это четвертая ступень лада. Доминанта (нота соль) — пятая ступень лада.
Практические занятия
Уроки для начинающих должны состоять из теории и практики. Можно изучать теорию музыки с преподавателем, либо по книгам и видеоурокам, затем подкреплять знания на практических занятиях у инструмента. Собрали несколько упражнений для тех, кто хочет самостоятельно научиться играть на обычном пианино с нуля.
Простые мелодии для начинающих
Начинающим музыкантам подойдут джазовые этюды Оскара Питерсона из первой тетради. В книге собраны несложные музыкальные композиции и упражнения, для тех, кто начинает играть на пианино. Также преподаватели советуют композиции из сборников Дмитрия Кабалевского и учебников Бориса Милича для музыкальных школ.
Развитие чувства ритма и координации
Чтобы развить чувство ритма, слушайте больше разнообразной музыки и определяйте в ней ритм-секцию. Пробуйте повторить ритм самостоятельно, так вы сможете развить музыкальный слух, запомнить ритмический рисунок, определять сильные и слабые доли в произведении.
Советы от Елены Дмитриевой
Если вы решили сами научиться играть на фортепиано, обратите внимание на наши советы.
- Слушайте как можно больше разной музыки, желательно не только в том стиле, который вам наиболее близок, но также музыку различных стилей и музыкальных эпох.
- Импровизируйте. Не бойтесь делать это на любом этапе обучения, даже в самом начале своего пути.
- Старайтесь использовать как можно больше мелодий и определяйте на слух бас и аккордовые последовательности.
- Помните, что для занятия музыкой нам нужно непрерывно расширять свой кругозор. Если вам понравился просмотренный вами фильм, сыграйте свою реакцию на пианино.
- На начальном этапе больше всего внимания уделяйте свободе вашей игры. Свободные руки — основа правильного развития техничности и музыкальности одновременно.
Ошибки начинающих пианистов
Неправильная техника. Сосредоточьтесь на свободной постановке рук. Это залог того, что в будущем вы сможете играть произведения любой сложности с хорошим качеством звука и исполнения.
Слишком сложные музыкальные произведения. Чтобы запомнить сложные композиции и легко играть их на пианино, нужно начать с простых мелодий и постепенно поднимать уровень. Объемные произведения не подходят для первых уроков, для них нужна основа и понимание, как устроена теория музыки и базовые произведения.
Нерегулярные занятия. Уроки игры на фортепиано — это сложный проект, и быстро разобраться в технике не получится. Лучше заниматься понемногу каждый день, чем один раз попробовать осилить сложный этюд и разочароваться в своих навыках. Полезнее всего заниматься с преподавателем и каждый раз получать обратную связь, тогда ваш прогресс наступит гораздо быстрее.
Сравнение себя с профессиональными музыкантами. Нет смысла смотреть на профессиональных пианистов и сравнивать с ними свою технику. Вместо этого замечайте собственный прогресс и отмечайте, что стало лучше, а что стоит доработать.
Не ждите быстрых результатов. Эйфория от первых успехов проходит быстро, а настоящее мастерство нарабатывается долгим и упорным трудом. Иногда работа над техникой может показаться рутинной, нужно заложить время, чтобы освоить базу, и дальше можно переходить к более интересным произведениям.
Если вы решили научиться играть на фортепиано, заложите время на уроки и постарайтесь наслаждаться процессом, а не гнаться за результатом. Не пытайтесь выучить все ноты сразу или играть на пианино сложные произведения на первом уроке. Находите что-то интересное в каждой теме, задавайте вопросы преподавателю и не бойтесь ошибаться.
Где учиться
В Московской школе музыки есть курс «Фортепиано». Подойдет новичкам, которые мечтали научиться правильно играть, и тем, кто в детстве занимался на пианино и сейчас хочет вернуть навыки. На курсе мы последовательно разбираем теорию и практику: как читать ноты и партитуры с листа, что такое аккорды, лады и интервалы, как играть произведения и импровизировать.