Как понять музыканта?

Как понять музыканта?

Теория музыки объясняет, из чего состоит мелодия и как строится произведение. С ней проще разобрать музыку на составляющие, например когда пишешь или играешь мелодию. В статье собрали основы музыкальной теории и сольфеджио: из чего состоит звук, что такое ладовая система и интервалы и каким бывает ритм в произведении.

Звук и его свойства

На звучание влияет высота, длительность, громкость и тембр. Из разных сочетаний можно создавать уникальные звуки для вашей мелодии.

  • Высота. Звуки бывают высокие и низкие. Высота зависит от частоты звука: чем выше частота, тем выше звук. На инструментах звуки расположены в гамме, например клавиши пианино расположены по восходящей: от самого низкого звука до самого высокого.

  • Длительность. Звуки могут быть короткие или длинные: все зависит от задумки автора произведения и от техники исполнителя.

  • Громкость. Громкость зависит от интенсивности или мощности звука и измеряется в децибелах.

  • Тембр. Тембр — это окраска звука, его характер. На разных инструментах можно исполнять одни и те же ноты, но они будут звучать по-разному.

Музыкальная грамота

Грамота — это универсальный язык для музыкантов и композиторов. С помощью нот и специальных знаков записывают и читают музыку с листа. В зависимости от инструмента нотная запись и обозначения на партитуре могут отличаться.

Классическая музыкальная партитура состоит из нескольких партий — инструментов или голосов. Каждая партия записывается с помощью нот и нотных знаков: размера, тональности, знаков альтерации — диезов или бемолей для отдельных нот, — пауз, темпа или настроения.

Произведение может быть написано в скрипичном или басовом ключе. В скрипичном ключе записывают высокие ноты: партии для женского голоса, мужского тенора, ноты для скрипки и гитары и ударных, а также ноты для правой руки.

В басовом ключе записывают низкие ноты: партии для левой руки, партии инструментов с низким звучанием, например контрабаса, а также партии для низких мужских голосов — баса или баритона.

В классическом произведении для фортепиано обычно указывают партии в обоих ключах: основную мелодию для правой руки записывают в скрипичном ключе, партию для левой руки — в басовом ключе.

Темп и BPM

Темп — это скорость исполнения. В классической музыке темпы можно разделить на медленные, умеренные и быстрые. Темп может распространяться на все произведение или на конкретный отрезок.

Для обозначения используют устоявшиеся итальянские слова, либо их русские аналоги. Иногда вместе в партитуре добавляют темп по метроному, например 70 ударов в минуту. Вот несколько примеров темпов:

  • Медленные: lento (спокойно, протяжно), adagio (медленно)

  • Умеренные: andante (спокойно, размеренно), moderato (умеренно)

  • Быстрые: allegro (быстро, задорно), prestissimo (очень быстро)

Также темп можно записывать и в BPM. Аббревиатура BPM или beats per minute расшифровывается как количество битов или четвертных нот в минуту. Например, если у мелодии BPM 100, это значит, что за одну минуту играется 100 четвертных нот или 100 четвертных ударов метронома.

Например, темп lento может иметь 52-108 bpm, moderato — 108-120 bpm, а prestissimo — от 200 bpm.

Ладовая система

Лад — это окраска музыкального произведения. В зависимости от тональности и набора нот музыка может быть мажорной (веселой, радостной, задорной) или минорной (грустной, лирической). Лад также может изменяться по ходу произведения.

У каждого лада бывают свои тональности — мажорные или минорные. К мажорным, например, относится тональность соль-диез мажор, а к минорным — до минор.

В название тональности вынесена тоника лада — устойчивый звук, вокруг которого строится тональность. Например, нота до — это тоника в до мажорном (или минорном) ладу.

Гаммы — это технически исполняемые звукоряды (или лады). Они помогают тренировать беглость пальцев и отрабатывать технику. Как мажорные, так и минорные гаммы позволяют запомнить расположение нот, например на грифе гитары.

Интервалы и их роль

У каждой тональности есть свои аккорды и интервалы — сочетания нескольких нот. Интервалы и аккорды образуют интонацию произведения, с ними музыка становится более сложной, окрашенной и выразительной.

Сочетания двух нот называют музыкальными интервалами. В зависимости от количества ступеней между нотами интервалы называются по-разному: например, секунда — между двумя ступенями, терция — между тремя ступенями и так далее.

Сочетания нескольких нот называются аккордами. Например, на фортепиано аккорды играют одновременно тремя или четырьмя пальцами. Набор нот для аккорда обычно определяется тональностью и интервалами между нотами.

Обычно аккорд состоит минимум из трех звуков. Аккорд получает свое название по интервалу между его первыми двумя звуками. Например, соль-минорный аккорд начинается с малой терции, это его первый интервал: первый звук соль, а следующий — си-бемоль.

В расширенных аккордах звуков больше. Например, в септаккорде четыре звука, свое название он получил по интервалу септимы между своим первым и последним звуком.

Ритм и метр

В большинстве популярных или классических произведений есть ритм и размер. В экспериментальной и абстрактной музыке может не быть как такового привычного ритма и размера.

Основы ритма


За основу ритма берут долю — одну четвертную, или четверть. Вот основные варианты нот:

  • Целая нота — самая длительная, звучит как четыре четверти. Обозначается как незакрашенная нота без штиля, палочки.

  • Половинная нота — по длительности как две четверти, на письме это незакрашенная нота со штилем.

  • Четвертная нота — вдвое короче половинной, обозначается как закрашенная нота со штилем.

  • Восьмая — вдвое короче четвертной. Пишется как закрашенная нота со штилем и флажком.

  • Шестнадцатая — вдвое короче восьмой, обозначается как закрашенная нота со штилем и двумя флажками.


Виды размеров


Все произведение разделяется на такты — отрезки от одной сильной доли до другой. На письме такты отделяются тактовой чертой.

У каждого такта или всего произведения может быть свой размер. Размер такта — это дробь в начале нотной строки, например, 4/4, 2/4, 3/4. Число в числителе показывает количество долей в такте, в знаменателе указана длительность долей.

Размеры бывают простые, сложные и смешанные. В простом размере есть только одна сильная доля. Например, в размере для вальсов 3/4 одна сильная доля, условно он считается так: РАЗ, два, три.

В сложных размерах несколько сильных долей. Например, размер 4/4 — это сложный размер, он складывается из двух простых 2/4 + 2/4. В нем две сильных доли: РАЗ, два, ТРИ, четыре.

Смешанные размеры состоят из нескольких разных простых размеров. Например, размер 5/4 складывается из 2/4 и 3/4, в нем сильными долями будут первая и третья: РАЗ, два, ТРИ, четыре, пять.

Синкопы и акценты


Сильные доли могут не всегда озвучиваться. Иногда вокруг сильных, устойчивых долей могут звучать слабые, неустойчивые. Подчеркнутое тяготение или разрешение неустойчивой доли в устойчивую называется синкопой.

Акценты в музыке — это выделение отдельных нот громкостью или длительностью. В партитуре акценты ставятся над нотами или под ними. Например, акцент может показывать, что ноту нужно играть отрывисто, коротко, либо наоборот слишком длинно.

Гармония

Гармония в музыке достигается за счет благозвучных сочетаний: интервалов, аккордов в определенной тональности, когда в мелодии нет противоречий и произведение построено по музыкальным правилам.

В основе гармонии лежит тональность — набор нот, которые хорошо, гармонично звучат вместе. Существуют мажорные тональности и минорные. Тональность начинается с тоники — первой ноты, вокруг которой строятся интервалы и аккорды, и определяется ладом — мажорным или минорным. У каждого лада есть схема для построения звукоряда, благозвучной последовательности нот.

Мелодия

Музыкальное произведение строится из мелодии — одноголосной последовательности звуков, законченной музыкальной мысли. К мелодии можно добавлять аккомпанемент, партии других инструментов, вокал. При желании одну мелодию можно разбить на несколько музыкальных вариаций.

Музыкальная теория объясняет музыку с логической стороны и при этом дает правила, с которыми можно построить гармоничное, благозвучное произведение. Если исполнитель понимает основы музыкальной грамоты, ему проще читать произведение с листа или сочинять свое, импровизировать.

Где учиться?

С 3 февраля в Moscow Music School начинается курс «Основы музыки» — для тех, кто хочет разобраться в теории музыки, играть на фортепиано и писать песни в Ableton Live. За 10 недель вы овладеете базовыми навыками и соберете первое музыкальное портфолио.

5 февраля стартует курс «Теория музыки». В нем мы совместили классическую музыкальную теорию и запросы современных музыкантов. Курс подойдет новичкам и опытным музыкантам, которые хотят углубить знания и лучше понимать музыку.

Если вы хотите связать будущую карьеру с музыкой, приходите на бакалавриат «Современная и популярная музыка». Студенты программы пробуют себя как музыканты, сонграйтеры и звукорежиссеры, — у нас можно выбрать один из трех профилей. Программа длится 4 года, занятия проходят очно.

Вам будет интересно

«Музыка, застрявшая в голове»: рифма, эдлибы и социальные сети
Любимые альбомы 2024 года преподавателей Moscow Music School
Уфа-Париж-Москва, когда на карте только желание быть артистом
Первые шаги в музыке: путеводитель по Ableton Live
Заявка на курс Заявка на событие