Советы для музыкантов: как продвигать свою музыку?
Чтобы научиться продвигать свою музыку и начать карьеру, нужно понимать, какие существуют способы продвижения контента. От создания страниц в социальных сетях до организации концертов с другими музыкантами — существует немало способов расширить свою аудиторию.
РЕГУЛЯРНО ВЫПУСКАЙТЕ НОВЫЕ ТРЕКИ И СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ ДРУГИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Относитесь к каждому релизу как к особому событию. Никогда не спешите и серьезно относитесь к редактуре. Проверять демо-записи на членах семьи не стоит, лучше обращаться к сторонним ресурсам, где есть определенный круг заинтересованных людей, тот же Reddit, локальные форумы или группы в VK.
Участвовать в подобных обсуждениях тоже важно. Оставляйте комментарии, будьте активны, и это поможет вам заинтересовать новых слушателей.
Нужно понимать музыкальный ландшафт в выбранных вами жанрах, отслеживать новые релизы похожих артистов и следить за последними тенденциями в музыкальной индустрии. Подпишитесь на музыкальные блоги, популярные плейлисты в стриминговых сервисах, — это поможет вам лучше понять, что сейчас в тренде. Попробуйте предложить администраторам послушать ваши треки. Возможно, им понравится, — так ваша музыка окажется в свежих подборках.
Павел Жилов, преподаватель Moscow Music School:
Следите за музыкальными трендами. Часто начинающие артисты приходят в музыкальный бизнес со своим «ни на кого не похожим» материалом. В действительности, с учетом бешеной конкуренции и невероятным количеством еженедельных релизов, свой самобытный материал продвигать сложно и дорого. Когда артист говорит о том, что он пришел в музыку, чтобы нести свою философию творчества, он не представляет сколько времени, денег и сил нужно потратить, чтобы стать лидером мнений. На первоначальном этапе важно определить похожих артистов с релевантной аудиторией, чтобы попробовать сделать проект, основываясь на уже устоявшихся музыкальных трендах. А когда аудитория обратит внимание на ваше творчество, вы сможете предложить ей что-то совсем свое и «ни на кого не похожее».
ИЗУЧИТЕ СВОЮ ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ
Фан-база — это то, ради чего применяются инструменты продвижения вашей музыки. Важно хорошо понимать свою аудиторию и уметь с ней взаимодействовать. Это поможет лучше определиться, какие инструменты будут работать, а какие — нет.
Как следует изучите публику, которой может быть интересно ваше творчество. Активно общайтесь с фанатами и потенциальными поклонниками в интернете. Попытайтесь узнать даже незначительные мелочи о вашей аудитории: какую одежду они носят, на какой машине ездят, кого еще слушают, какие книги читают, какие фильмы смотрят. Это позволит находить новые смежные аудитории, а также разрабатывать кросс-маркетинговые стратегии.
Используйте аналитику, например, Яндекс Метрику и Яндекс.Аудитории для вашего сайта или соцсетей. Зарегистрируйтесь на форумах, где обсуждаются нюансы жанра. Загляните в комментарии — там тоже потенциальная фан-база.
Павел Жилов, преподаватель Moscow Music School:
Определитесь, для кого ваша музыка. Большинство артистов делают ошибку на самом старте. Они просто начинают записывать, выпускать, играть на концертах, не задумываясь о том, кто станет их слушателем. На мой взгляд — это очень долгий, тернистый и дорогой путь. Собираясь выйти на сцену, выпустить первый релиз, важно ответить для себя на несколько вопросов. Кто ваш слушатель? Чем он занимается? Сколько он готов потратить на билет на ваш концерт? Какими соцсетями он пользуется? Кого слушает кроме вас? Ответы на эти вопросы помогут удешевить рекламные кампании для вашего проекта и определить основные способы продвижения вашего творчества.
СОЗДАЙТЕ СВОЙ САЙТ
Это может быть простой одностраничный лендинг, созданный самостоятельно с помощью Tilda или Taplink. Можете разместить на сайте ссылки на ваши соцсети, стриминги, даты предстоящих гигов и релизов и саму музыку. Если вы ведете музыкальный блог, записываете видеоуроки или составляете плейлисты, — можете также разместить их на сайте, так аудитория лучше поймет ваш стиль.
Чтобы определиться с дизайном, посмотрите несколько примеров подобных сайтов у похожих исполнителей. Вы создаете свой бренд, поэтому хорошо подумайте о визуальном стиле, ведь он будет повторяться и в соцсетях. Сделайте вашу эстетику узнаваемой.
РАЗВИВАЙТЕ СВОИ КАНАЛЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Каждая социальная сеть — это возможность взаимодействовать с фан-базой и донести музыку до единомышленников, которые могут поделиться вашим контентом с другими.
Instagram*, Facebook* (*Meta запрещена на территории РФ), VK, X (бывший Twitter), TikTok и другие платформы — первая точка контакта между вами и потенциальными фанатами.
Здесь важна регулярность и хотя бы примерный контент-план. Используйте его, чтобы поддерживать регулярное присутствие и выстраивать посты на предстоящую неделю или месяц.
Важно показывать самоиронию, контент должен быть легким и вызывать желание его повторить. Запустите трансляцию из студии, запишите отрывок песни, чтобы проверить отклик, делитесь с аудиторией новостями в историях и публикуйте видео с живым исполнением. Работайте над виральностью контента и не забывайте, что главное — это креатив, хорошая музыка и желание развиваться вместе с аудиторией.
Одним словом, экспериментируйте. Но помните, что лента новостей поглотит ваш контент очень быстро, поэтому не забывайте рассылать свое творчество друзьям напрямую и просить их сделать репост. Это действительно работает.
ЗАГРУЖАЙТЕ КОНТЕНТ НА СТРИМИНГОВЫЕ СЕРВИСЫ
Существует множество стриминговых платформ, где новый исполнитель может продвигать свою музыку онлайн, охватывая миллионы потенциальных поклонников по всему миру и в России:
-
Spotify;
-
Яндекс Музыка;
-
VK Музыка;
-
Apple Music;
-
YouTube Music;
-
SoundCloud.
Если ваша музыка будет набирать популярность, она будет добавлена в алгоритмические плейлисты платформы, такие как Discover Weekly на Spotify, и в курируемые плейлисты, отобранные администраторами платформы и инфлюенсерами.
Многие артисты получают дополнительный доход от стриминговых платформ, причем Apple Music и Spotify предлагают выплаты роялти по мере увеличения количества новых слушателей.
Из иностранных стримингов сейчас официально остаются YouTube Music, где больше нет платных подписок для россиян и Apple Music, работа которого сведена до минимума. Spotify полностью ушел из России. Несмотря на ограничения, попасть на эти стриминги можно.
Распространением музыки на стримингах, а также выплатой роялти занимаются дистрибьюторы. Чтобы опубликовать свою музыку в Spotify или Apple Music, найдите подходящий сервис. В последние годы список дистрибьюторов стал ограничен, но есть несколько вариантов, например, Believe, Zvonko, OneRPM или Yourtunes. Первые два сервиса работают только с юридическими лицами, а OneRPM и Yourtunes доступны для частных лиц.
Вы также можете рассмотреть возможность прямых трансляций вашей музыки в DJ-сетах или живых выступлениях на таких платформах, как Twitch или YouTube, а затем добавить эти стримы в свои соцсети.
УСТАНОВИТЕ СВЯЗЬ С ИНФЛЮЕНСЕРАМИ
Новым артистам может быть сложно работать с более широкой аудиторией, а контакт с инфлюенсерами может сыграть решающую роль на ранних этапах карьеры.
Инфлюенсеры приносят с собой сложившуюся аудиторию музыкальных фанатов, увлеченных определенным жанром, поэтому для продвижения в интернете крайне важно наладить с ними контакт.
Исследуйте инфлюенсеров, которые подходят вашему бренду, создайте таблицу для отслеживания состоявшихся контактов и любых полученных ответов.
Помните, что есть множество способов сотрудничать. Можно обратиться к создателям нишевых блогов и популярных плейлистов или попытаться включить вашу новую музыку в подкаст. Договоритесь с другими независимыми музыкантами о взаимных публикациях, придумайте коллаборацию с художником для создания обложки релиза, дизайнером для создания мерча или клипмейкером — для видео.
Попробуйте рассказать о своем проекте одному из кураторов VK Музыки. Пишите в музыкальные блоги в Telegram, они всегда ищут новинки и уникальный контент. Подготовьте шаблон письма, найдите точку соприкосновения ваших интересов и отправьте свой релиз.
«Питчить» свои произведения — необходимый навык, над которым нужно поработать. Здесь пригодится и ваш лендинг, и ваши соцсети.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ГИГИ
Создание мощного онлайн-присутствия — важный аспект продвижения музыки, но это не должно происходить в ущерб реальным активностям.
Организация концерта позволяет независимым артистам напрямую взаимодействовать с фан-базой и устанавливать отношения с местными промоутерами и владельцами площадок.
Живые выступления дают возможность продемонстрировать вашу технику как музыканта, выделиться на фоне конкурентов и наладить связь с аудиторией.
Начните с местных площадок, старайтесь выступать как можно чаще и привлекать другие начинающие группы, организовывать мини-фестивали.
Если у вас мало опыта в живых мероприятиях, организуйте пару бесплатных выступлений в барах, чтобы завоевать репутацию.
Попросите кого-то снять ваш лайв, чтобы использовать эти кадры в соцсетях или музыкальном клипе и показать реакцию фанатов на ваши хиты.
ПРОДАВАЙТЕ МЕРЧ
Важно, чтобы у людей была возможность приобрести что-то материальное, что они могут оставить себе, даже если это просто стикер. Подумайте о футболках, лонгсливах, шоперах и плакатах.
Помните о качестве печати, придерживайтесь эстетики вашего бренда, чтобы сохранять узнаваемость. И помните, что носители очень важны — не экономьте на бланковых футболках, потенциальные фанаты могут полюбить вас еще больше за хороший состав ткани.
СОТРУДНИЧАЙТЕ С ДРУГИМИ АРТИСТАМИ
У каждого артиста своя сеть поклонников и контактов в музыкальной индустрии, к которой вы сможете подключиться, чтобы расширить свою аудиторию и укрепить репутацию.
Регулярно сотрудничайте с артистами, которые вам нравятся. Это может быть совместное выступление, совместные релизы, приглашение других исполнителей для участия в ваших песнях. Такие коллаборации помогут улучшить продюсерские и исполнительские навыки продюсера и исполнителя, открыть новые техники, которые пригодятся в будущих проектах.
Коллаборации не обязательно должны быть трудозатратными. Можно, например, создать короткие видео для TikTok или Reels, чтобы привлечь внимание онлайн. Не забывайте оставлять комментарии в блогах своих знакомых артистов и на страницах их социальных сетей.
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ В СЕРВИСАХ ДЛЯ АРТИСТОВ
Есть множество сервисов, которые могут помочь вам продвигать вашу музыку в интернете. Пример — Spotify for Artists. С его помощью вы можете создать профессиональный профиль и напрямую отправлять музыку для плейлистов.
Такие сервисы также позволяют отслеживать аналитику стриминга, чтобы видеть, какие треки показывают лучшие результаты, что можно использовать для будущих промо-кампаний.
Apple Music, VK Музыка и Deezer также предлагают специальные сервисы для артистов, в которых можно зарегистрироваться, поэтому не ограничивайтесь одной платформой.
Вы можете попробовать подписать контракт с музыкальными промоутерами и лейблами, хотя для этого сначала нужно укрепить свою репутацию.
СНИМАЙТЕ КЛИПЫ
Для более профессионального подхода к продвижению музыки попробуйте создать музыкальный видеоклип.
Для этого не нужен огромный бюджет, достаточно классной идеи и подручных средств вроде телефона или экшн-камеры. Если среди ваших знакомых есть начинающий режиссер иди видеограф, попросите его вам помочь, наверняка, ему может пригодиться такая работа для портфолио.
Посмотрите клипы любимых артистов, чтобы понять, что может сработать для вас, а что нет, оцените бюджет и действуйте.
ПРОДОЛЖАЙТЕ ИСКАТЬ НОВЫЕ ИДЕИ
Попробуйте найти свой метод фиксации идей, чтобы ничего не упустить. Это может быть небольшой диктофон или записная книжка, а может, просто заметки в телефоне. Полагаться на память бывает сложно, а к записям всегда можно вернуться и использовать материал в новых треках или для создания визуала.
Артем Адырхаев, руководитель Moscow Music School:
Самое важное — замерять, что работает, а что — нет. Не доверять слепо разного рода гуру/ лекторам/ инфоцыганам, а тестировать гипотезы и замерять результат.
Поэтому начинающему музыканту я бы посоветовал попробовать все доступные каналы продвижения, посмотреть, что работает, и сфокусироваться на этом варианте.
Если нет больших бюджетов — блогеры и посевы. Если есть — можно поддержать таргетированной рекламой. Это те каналы продвижения, которые я сам тестировал, которые показали результат, которые готов рекомендовать.
SUMMARY
Продвижение музыки — это постоянный процесс, поэтому наберитесь терпения и продолжайте публиковать контент на всех платформах, чтобы количество ваших слушателей продолжало расти. Устраивайте концерты, продавайте стильный мерч, выдавайте креатив в самых разных проявлениях.
Конкуренция высока, но если у вас отличный контент и вы настойчиво продвигаете свое творчество, вы добьетесь успеха.