Как выбрать звукорежиссера для своего проекта: советы и рекомендации

Хороший звук — это не просто техническая деталь. Это то, что определяет восприятие проекта: будь то музыкальный трек, подкаст, видео или лайв-выступление. Звук может усилить эмоцию, донести смысл, создать атмосферу — или, наоборот, все испортить.
Одна из типичных ошибок начинающих продюсеров и команд — относиться к звуку как к чему-то вторичному. Звукорежиссер — не просто технарь. Это человек, который вместе с вами работает над звучанием вашего проекта. И от того, насколько он вас понимает, зависит итоговый результат.
В статье разбираемся, как выбрать «своего» звукорежиссера — и на что обращать внимание, чтобы не пожалеть о сотрудничестве. Поговорили об этом с Артемом Адырхаевым — руководителем и преподавателем Moscow Music School, основателем студии медиа-контента FoxMotionStudio и Надеждой Грицкевич — автором песен, лидером группы НААДЯ и куратором программы «Сонграйтер».
С чего начать: поймите, кто вам нужен
Звукорежиссура — это не одна профессия, а целый спектр задач. Условно их делят на два больших этапа:
-
Продакшн — это запись. Работа в студии с микрофонами, настройка звука при живом исполнении.
-
Постпродакшн — это сведение и мастеринг. То, что происходит после записи: обработка звука, баланс, пространство, финальный блеск.
Один человек может уметь все — от записи до мастеринга, а может специализироваться только на чем-то одном. Поэтому важно с самого начала четко понимать, какой у вас проект и какие задачи предстоят. Если вы делаете музыкальный трек, вам потребуются запись, сведение и мастеринг. Если планируется концерт или лайв, нужен концертный звукорежиссер. Для видео, подкаста или рекламного ролика — студийная запись и монтаж речи. А может быть, вам нужно все это сразу.
Если вам нужен звукорежиссер для постпродакшна — сведения и мастеринга, начните выбор с просмотра портфолио. Послушайте его предыдущие работы и постарайтесь понять, насколько они соответствуют вашему запросу. Звучит ли так, как вы хотите? Есть ли среди этих треков что-то в вашем жанре? Насколько вам близок общий вайб? Особенно обратите внимание на обработку вокала — комфортно ли вам с тем, как он звучит в миксе.
Если нужен звукорежиссер на запись (продакшн) — здесь сложнее: оценить по портфолио его работу почти невозможно. Часто вы слышите уже финальный трек, и неясно, кто за что отвечал. Поэтому единственный способ — попробовать поработать вместе хотя бы один раз.
«Это как первое свидание. Все расставания в музыке происходят молча. Поэтому пробная сессия — это и проверка, и страховка», — Артем Адырхаев.
Если вам нужен звукорежиссер на живое выступление, подготовьтесь особенно тщательно. Даже если человек классно сводит треки — это не значит, что он умеет рулить лайв.
«Сходите на его концерты — не один, а лучше несколько. Качество звука зависит от локации, но вы все равно поймете, есть ли у человека вкус и навык. А лучшее, что можно сделать перед концертом с новым звукорежиссером — пригласить его порулить репетицию или пару репетиций. Это сильно влияет на результат», — Артем Адырхаев.
Послушайте, как звучат его работы
Перед тем как писать звукорежиссеру, послушайте, с кем он уже работал. Как звучит вокал, как сведен микс, насколько вам близко звучание? Умеет ли он работать в вашем жанре? Обратите внимание на эмоции: если звук в чужой работе цепляет вас, скорее всего, вы совпадаете и по ощущению вашего проекта.
«Если вы делаете рок, не стоит становиться учебным пособием для человека, который всю жизнь сводил рэп», — Артем Адырхаев.
Подготовьте референсы
Референсы — это не роскошь, а рабочий инструмент. Подберите 2–3 трека, в которых вам нравится звучание — особенно вокала и общего баланса. Лучше сразу сделать пометки:
-
«Нравится, как звучит голос — близко, чисто»;
-
«Хочу такой же “воздух” в треке»;
-
«Здесь прикольная ритм-секция, как у нас».
Референсы не обязательно должны быть идеальными. Главное — чтобы они помогли звукорежиссеру понять ваш вкус и ожидания. Это не ограничение, а ориентация в стиле и атмосфере.
«Референсы — обязательная вещь. Подбирайте треки, на которые вы ориентируетесь, особенно по обработке вокала», — Надя Грицкевич.
Познакомьтесь
Первый контакт — это не техническое ТЗ, а введение: кто вы, что делаете, что вам нужно, какие у вас сроки и бюджет. Прикрепите референсы и будьте открыты к диалогу. Это поможет сразу выстроить рабочие отношения на доверии и взаимопонимании.
«Выпейте кофе, поговорите, кто что слушает, кто на чем вырос. Проведите друг с другом какое-то время. Если человек как человек подходит — тогда уже переходите к проверке навыков», — Артем Адырхаев.
Профессионализм и красные флаги
Хороший звукорежиссер — это партнер, на которого можно положиться. Один из первых признаков профессионализма — стабильность. Профессионал не пропадает на недели, выходит на связь, держит слово, укладывается в сроки. Даже если звукорежиссер делает гениальные миксы, но исчезает в разгар работы или не отвечает на сообщения — это серьезный риск для проекта.
Еще один важный критерий — способность к диалогу. Правки — нормальная часть совместной работы. Профессионал воспринимает их спокойно, без уязвленного эго. С ним можно обсуждать микс, уточнять нюансы, возвращаться к каким-то решениям без страха, что он обидится или закроется. Но это работает в обе стороны: и артисту стоит учиться давать конструктивную обратную связь.
Финансовые договоренности тоже важны. Особенно для новичков. Ошибка, которую совершают очень многие — это платить аванс до начала работы, особенно незнакомому человеку. В индустрии до сих пор случаются случаи, когда после предоплаты звукорежиссер просто исчезает. Если вы работаете впервые, лучше начать с четких условий, тестовой задачи — и уже потом переходить к оплате.
И, наконец, не менее важно — это комфорт в общении. Звукорежиссер — это человек, с которым вы обсуждаете идеи, делитесь пробами и договариваетесь о нюансах звучания. От того, насколько открыт и уважителен этот диалог, зависит весь рабочий процесс. Если в общении нет доверия, если вы боитесь задать вопрос или высказать пожелание — даже качественная работа может оставить неприятный осадок. Поэтому важно, чтобы взаимодействие строилось на уважении, внимании и умении слышать друг друга.
«Звукорежиссер — это человек, которому вы показываете “сырой материал”. Вам должно быть с ним комфортно. Если звукорежиссер комментирует вашу запись словами “ну да, Ленка, тут ты маху-то дала” — это красный флаг. Такое будет повторяться. Даже самый высокий профессионализм разбивается об испорченное настроение. Поэтому психологический комфорт — это не опция, это необходимость», — Артем Адырхаев.
Креативная роль звукорежиссера
Звукорежиссер — это не только про кнопки и провода. В зависимости от договоренностей с артистом, он может быть активным участником креативного процесса: предлагать решения, добавлять идеи, помогать выстроить звучание и атмосферу трека или концерта.
Тем не менее, важно помнить: звукорежиссер не обязан быть соавтором. Его главная задача — обеспечить техническое качество и реализовать творческое видение артиста. Все, что выходит за рамки этого — возможно, приятно, полезно, но должно обсуждаться заранее. Уровень вовлеченности в креатив, степень свободы и право вносить изменения — это все зоны договоренности.
Если вы как артист хотите сотворчества — говорите об этом прямо. Если вы, наоборот, хотите точного технического исполнения вашей идеи — это тоже стоит обозначить. Только в прозрачной коммуникации возможен действительно продуктивный творческий союз.
Именно с этого начинается доверие и уважение к ролям друг друга. А хороший звук — почти всегда результат тонкой работы не только с сигналом, но и с отношениями.
«Если артист и звукорежиссер договариваются на берегу, сколько творчества допустимо — получается крутое сотрудничество. Звукорежиссер — это технарь, который может быть волшебником. Но его участие в творчестве — это бонус, а не обязанность. Если звукорежиссер хочет добавить что-то в микс, он должен это согласовать. Это всегда должно обсуждаться заранее», — Надя Грицкевич.
«Это почти религиозный конфликт: технарь или сотворец? Я считаю, что звукорежиссер — полноправный участник творческого процесса. Творчество начинается уже с момента выбора микрофона, предусилителя, студии. В этом тоже есть авторство. Звукорежиссер подбирает микрофон под песню, не только под тембр. Создает атмосферу, поддерживает, помогает артисту и материалу раскрыться», — Артем Адырхаев.
Если вы никогда не работали со звукорежиссером, важно не просто «найти кого-нибудь по рекомендации». Хороший результат начинается с правильной подготовки — и с вашей стороны тоже.
Приходите на курс «Звукорежиссура» в Московской школе музыки — разберем реальные кейсы, научим слышать и договариваться, познакомим с индустрией изнутри.