«Музыка, застрявшая в голове»: рифма, эдлибы и социальные сети

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда песня или ее фрагменты «застревали» в голове и мысленно прокручивались изо дня в день. У этого явления есть название — «синдром навязчивой мелодии». Песни-прилипалы в простонародье называют «ушными червями» от английской идиомы earworm. В большинстве случаев они коммерчески успешны, ведь их хочется слушать снова и снова.
Существуют приемы, благодаря которым музыка застревает в голове. В статье рассмотрим некоторых из них — местоимение «ты», цепляющие рифмы, коллективная память, эдлибы и инструменты социальных сетей.
Автор: Мария Давыдова, автор образовательного проекта Hip-Hop Educational Project и Telegram-канала LAKRiCA.
Местоимение «ты»
В 2020 году было опубликовано исследование «Думаю о тебе: как местоимения второго лица формируют культурный успех» (Thinking of You: How Second-Person Pronouns Shape Cultural Success). Авторы отметили, что успех многих популярных песен сводится к одному простому слову — «ты».
Примеры среди западных хитов:
- I Will Always Love You (1992) американской соул-певицы Уитни Хьюстон
- We Will Rock You (1977) британской рок-группы Queen
- Can’t Get You Out of My Head (2001) австралийской поп-певицы Кайли Миноуг
Все три песни принадлежат к разным жанрам и странам, но их объединяет местоимение «ты».
Среди отечественных песен по аналогии можно вспомнить следующие:
- Корни «Ты узнаешь ее» (2003)
- МакSим «Знаешь ли ты» (2006)
- Звери «Тебе» (2007)
- Марсель «Эта песня для тебя» (2012)
Интересно, что для успеха трека местоимение даже не обязательно должно фигурировать в названии песни — как в «Любимке» или «Пчеловоде»:
NILETTO «Любимка» (2019):
Я просто трачу свой прайм на тебя, тебя, тебя, тебя
Время пострелять, между нами пальба
Па-па-попадаешь в сердце, остаешься там, любимка
Я просто трачу себя, я просто трачу себя
Всего себя на тебя
RASA «Пчеловод» (2019):
Ты пчела — я пчеловод
А мы любим мед
А мне повезет, с тобой мне повезет
Цепляющая рифма
Одного местоимения недостаточно, чтобы песня стала хитом. Припев — самая повторяемая часть песни — должен быть не просто запоминающимся, но и «цепляющим». Catchy rhyme («цепляющая, захватывающая рифма») — важный элемент композиции. Зачастую именно рифма становится «ушным червем».
Примеры песен с цепляющими рифмами:
- Rihanna, Work feat. Drake (2016) — 1,4 млрд просмотров на YouTube; 1,5 млрд прослушиваний в Spotify (по состоянию на декабрь 2024 г.).
- MiyaGi & Эндшпиль, I Got Love feat. Рем Дигга (2016) — 994 млн просмотров на YouTube; 153 млн прослушиваний в Spotify (по состоянию на декабрь 2024 г.).
В основе этих песен лежит повторяющийся мотив или рифма, что работает на их узнаваемость:
Rihanna Work feat. Drake (2016):
Work, work, work, work, work, work
He said me haffi work, work, work, work, work, work
Miyagi & Эндшпиль I Got Love feat. Рем Дигга (2016):
I got love, I feel, I got you on my mind
I got love, my skill, my la-la, la-la-life
Создание рифмы — комплексный творческий процесс, который можно сравнить с собиранием пазла: слово/выражение — это кусочек пазла, а рифмосложение — это картинка, которая подсказывает, куда положить каждый кусочек.
Рифмы могут быть разными: однострочными и многострочными, сквозными и внутренними, перекрестными, смежными и так далее. Главное — найти собственный стиль и дополнить его речевыми приемами (игра слов, аллюзии, метафоры).
Рифма может повергнуть слушателей в недоумение — и тем самым заставить их вернуться к ней снова. Такого эффекта добился казахстанский рэп-исполнитель Скриптонит в своей песне «Ага, ну» (2017). Цепляющим в ней стал не только «зацикленный» припев («Ага, ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну»), но и вступительная часть:
Скриптонит «Ага, ну» (2017):
С*ка — это враг, конский — друг
Сплошь рядом тосты и брут
Но на краях толстых губ (Сахара)
Рядом пацы знают, ваш движ — понт
И они этот понт стебут
Пользователи социальных сетей задавались вопросом, что означает первая фраза куплета («С*ка — это враг, конский — друг»). Ее декодинг стал интернет-феноменом, что способствовало дополнительной популяризации песни.
Коллективная память
Согласно демографической статистике, миллениалы — самое многочисленное поколение в мире на данный момент. Референсы к хитам или образам прошлого могут вызвать ностальгический эффект. Например, трек «Пачка сигарет» (2018) российского рэп-исполнителя Lizer отсылает к одноименной композиции популярной советской рок-группы «Кино» («Пачка сигарет» — 46 млн просмотров на YouTube и 34 млн прослушиваний в Spotify; «Кино» — 39 млн просмотров на YouTube и 33 млн прослушиваний в Spotify)
Lizer «Пачка сигарет» (2018):
Пачка сигарет в моем кармане
Заставляет жить меня этот день
Я возьму телефон, позвоню своей маме
Мама, почему я хочу умереть?
Эдлибы — визитная карточка артиста
Эдлиб (от лат. — ad-lib) — это короткий речевой фрагмент (слово, словосочетание или выкрик), который заполняет ритм и основной текст музыкального произведения. Слово происходит от латинского выражения ad-libitum, означающего «по собственному желанию/усмотрению» (аd — «к», «libitum» — «желание/удовольствие»).
Изначально эдлибы были элементом импровизации: они представляли собой слова или звуки, отсутствующие в тексте песни или сценарии пьесы/фильма. Энергичные выкрики американского соул- и фанк-певца Джеймса Брауна, звук «хи-хи» «короля поп-музыки» Майкла Джексона — это локальные примеры импровизированных эдлибов.
Сегодня эдлиб — неотъемлемый элемент жанра хип-хоп. Многие исполнители стремятся разработать свой фирменный эдлиб, что особенно важно с коммерческой точки зрения.
Примеры авторских эдлибов среди западных и российских рэперов:
- «21, 21» (21 Savage)
- Two chainz (2 Chainz)
- It’s lit! (Travis Scott)
- «Хорошая работа, Олег» (Kizaru)
- «Йеей» (ALBLAK 52)
Эдлиб может служить визитной карточка не только для артиста, но и лейбла, продюсера/битмейкера:
- Metro Boomin want some more n*gga (Metro Boomin, продюсер и диджей)
- Mike Will Made-It (Mike Will, продюсер, диджей и рэпер)
- «Пятьдесят два» (российское музыкальное объединение «52»: ALBLAK 52, FRIENDLY THUG 52 NGG, MyDee 52, Glocki 52, SaintPrince 52)
- «Слава, что ты сделал?» (Slava Marlow, продюсер)
Как эдлибы выглядят в треках:
Nas, One Mic, One Gun feat. 21 Savage (2022)
Ain't no back and forth, ain’t no left or right (21, 21)
I got King's Disease but I move like a knight (21, 21)
Rappers bandwagon tryna get some likes (21, 21)
I do it for the fam', never for the hype (21, 21)
ALBLAK 52 «+7(952)812» (2023)
52 (Алло)
Да здравствует Санкт-Петербург (А), и это город наш (YEEI)
Я каждый свой новый куплет валю как никогда (YEEI, а)
Альбом, он чисто мой, никому его не продам (Он мой)
Не думаю о том (YEEI), как хорошо было вчера
Pharaoh, Black Siemens (2014)
Скр-скр-скр-скр, в мертвых Найках
Скр-скр-скр-скр, в белой майке
Современные эдлибы оцениваются по целому ряду качеств: забавность, элемент неожиданности и вероятность того, что слушатель будет читать рэп под них вместо основного вокала. Иногда именно эдлиб становится ключом к коммерческому успеху. В 2017 году афро-британский комик и рэпер Big Shaq стал всемирно известен благодаря эдлибингу и гиперболизации данной темы в своей сатирической композиции Man’s Not Hot:
Big Shaq, Man’s Not Hot (2017)
The ting goes skrrah (Ah)
Pop, pop, ka-ka-ka (Ka-ka)
Skidi-ki-pop-pop (Pah)
And a pu-pu-brr-boom (Boom)
В 2020 году в социальных сетях «завирусился» трек The Box (2019) американского рэпера Roddy Ricсh. Он стал главным хитом года, возглавив музыкальные чарты по всему миру и получив бриллиантовую сертификацию в системе RIAA (более 10 млн проданных копий).
Многие музыковеды и критики отметили, что популярность The Box в соцсетях во многом обусловлена эдлибом, который звучит на протяжении всего трека, — EHH ERR:
«Моя девушка — учительница в начальной школе, и она рассказала, что дети ходят по коридору и издают звук EHH ERR. Песня стала вирусной в социальных сетях вроде TikTok, что неудивительно, поскольку платформа заточена под интригующие звуки», — Michael Kawaida, автор онлайн-издания HotNewHipHop.
Социальные сети — доступный и эффективный инструмент для продвижения
Сегодня безграничные возможности социальных сетей позволяют артистам продвигать себя быстро и с минимальными финансовыми вложениями.
Американский рэпер Soulja Boy — первый исполнитель, который добился коммерческого успеха благодаря Интернету. Он помог совершить музыкальную революцию в новом тысячелетии: Soulja Boy начал самостоятельно создавать музыку с помощью компьютерной программы и выкладывать ее в соцсети для продвижения. Кроме того, к выходу своего дебютного сингла Crank That (2007) он запустил танцевальный онлайн-челлендж, который стал вирусным.
Soulja Boy Crank That (2007):
Now watch me yuu (Crank that Soulja Boy)
Цепляющая рифма и оригинальные эдлибы — это то, что увеличивает виральность трека в соцсетях. Дополнительные инструменты продвижения — красивое визуальное сопровождение, танцевальный челлендж, а также «байт» (от англ. — bite) — заимствование стиля, строчек или любого другого элемента чужой музыки.
В 2024 году среди интернет-пользователей стал популярен трек Fresh & Clean (Freestyle) казахстанской певицы Dequine. Он содержит отсылку к песне популярного рэп-исполнителя из Казахстана — масло черного тмина.
масло черного тмина Clip (2019):
Это хип-хап и у него есть яйца
Dequine Fresh & Clean (Freestyle) (2024)
Это хип-хап, и у него есть матка
Dequine выложила в сеть видео на трек Fresh & Clean (Freestyle), и оно быстро завирусилось. Песня олицетворяет женскую уверенность и силу — она положила начало онлайн-тренду: разные девушки, в том числе и знаменитости, записывали короткие ролики под сингл певицы.
Взаимодействие с Telegram-каналами
Огромную роль в развитии современной музыкальной сцены играют авторские каналы в Telegram. Все они ориентированы на различные направления и жанры, выполняют информационную функцию, которую раньше выполняли традиционные СМИ о музыке и культуре. Артист может расширить свою аудиторию благодаря взаимодействию с релевантными Telegram-каналами.