Что такое мастеринг, отличие мастеринга от сведения

Что такое мастеринг, отличие мастеринга от сведения

Создание трека состоит из нескольких этапов: запись вокала и инструментов, сведение дорожек и мастеринг. Иногда сведение и мастеринг путают и заменяют одно другим. В этой статье рассказываем, как не путать эти два понятия и что происходит на каждом из этапов.



Что такое сведение

Сведение — это приведение нескольких дорожек с вокалом и разными инструментами к единому файлу. На этапе сведения саунд-инженер может изменить недочеты при создании музыкальной композиции, доработать звук, добавить спецэффекты в DAW — digital audio workstation, или цифровой звуковой рабочей станции.

В процесс сведения музыки входит:

  • баланс громкости;

  • устранение недочетов в звуке;

  • панорамирование — расположение звука по разным аудиоканалам;

  • добавление эффектов.

После сведения звука у вас получается почти готовый файл. Останется только его отмастерить и подготовить к публикации на стриминговых платформах. Обычно артисты сами сводят музыку, но иногда передают задачу звукорежиссеру и саунд-инженерам.

Что такое мастеринг

Мастеринг — это финальная обработка миксдауна, сведенной дорожки. Во время мастеринга звукорежиссер берет готовый материал и готовит его к публикации на стриминговых сервисах. На этом этапе не убираются недочеты звука, это задача сведения.

Мастеринг трека включает:

  • восстановление и выравнивание звука (удаление лишних звуков и частот);

  • придание звуку объема;

  • настройка баланса громкости;

  • настройка плавных переходов и затухания звука;

  • подготовка файла в нужном формате.

Этими работами может заниматься либо сам музыкант, либо профильный специалист: мастеринг-инженер, звукорежиссер или саунд-инженер.

Отличия между сведением и мастерингом

Сведение трека и мастеринг идут друг за другом. Лучше не путать местами и не смешивать эти этапы, чтобы не пришлось переделывать дорожки и исправлять ошибки.

Сведение. Отдельные дорожки приводят к единому файлу — миксдауну или анмастеру. Также на этом этапе удаляют недочеты, сводят биты, выравнивают громкость дорожек, делают панорамирование, добавляют звуку плотности и эффектов.

Мастеринг. Сведенный трек передают на мастеринг — дошлифовывают звук, делают эквализацию и компрессию, приводят миксдаун к финальному звучанию, проверяют, как трек звучит на разных устройствах: в наушниках, динамиках, автомобиле, на дорогой аппаратуре и дешевых колонках. Финальный этап — подготовка файла к публикации на стриминговых площадках.

Основные этапы мастеринга

У мастеринга нет задачи кардинально изменить трек и его настроение. Главное здесь — подсветить его лучшие стороны и привести к лучшему звучанию.

  1. Проверка миксдауна. Определите, есть ли искажения, помехи и лишние шумы. Если да, то нужно вернуть микс на этап сведения и доработать его. Если все в порядке, можно приступать к мастерингу.

  2. Монтаж. Уберите лишние паузы, начало и конец трека, если нужно. Если все в порядке, пропустите этот пункт.

  3. Проверка уровня сигнала. Определите нужный уровень сигнала и поправьте трек до него.

  4. Устранение помех. С помощью фильтрации можно убрать помехи и удалить частоты выше 18-20 kHz и ниже 20-40 Hz.

  5. Эквализация. С эквалайзером можно убрать лишние частоты, низкочастотный гул, сделать вокал более разборчивым, добавить высоких частот, которые дадут треку «воздушность».

  6. Компрессия. На этом этапе выравнивают динамический диапазон. С ним можно сделать тихие звуки громче, а громкие, наоборот, тише. Так трек будет более ровным и сбалансированным.

  7. Лимитирование. Чтобы в треке не было искажений, нужно ограничить пиковые значения громкости. Это поможет добиться максимальной громкости и при этом не потерять в качестве.

  8. Стереообработка. С ней можно создать пространственное звучание, добавить панорамирование и сделать звук объемным.

  9. Финальная проверка звука и экспорт файла. Послушайте трек на разных устройствах и в разных условиях, например, в наушниках на улице, дома в колонках и в автомобиле. Следите за тем, чтобы трек звучал с одинаковой громкостью.

Популярные программы для мастеринга

Мастеринг звука делают в программах DAW — digital audio workstation, цифровой звуковой рабочей станции. Можно взять ту же программу, где вы пишете и сводите дорожки, накладываете эффекты и делаете саунд-дизайн.

Вот несколько программ для мастеринга песен:

  • Adobe Audition — программа для работы со звуком. Здесь можно записывать музыку, делать микширование и монтаж, накладывать эффекты и разделять звук на каналы. 

  • Cubase — программа для звукорежиссеров. В ней можно работать более чем с 200 дорожками одновременно, есть горячие клавиши для быстрой работы.

  • iZotope — программа для обработки голоса. Убирает лишние помехи на записи.

  • A.O.M. Invisible Limiter — лимитер для выравнивания уровня громкости. Убирает искажения, делает звук сбалансированным, плотным и чистым.

  • IK Multimedia T-RackS — программа для микширования и мастеринга звука.

  • MasteringBox — сервис для мастеринга. Можно обрабатывать сразу несколько композиций.

Частые ошибки при мастеринге и сведении

Собрали часто встречающиеся ошибки у начинающих специалистов:

Полностью переделывать трек. Мастеринг — это тонкая работа и почти незаметная обработка музыкального произведения. Кардинальные изменения могут навредить. Если обработать материал слишком тщательно, есть риск, то придется сводить трек заново.

Прослушивание на неправильной громкости. Если слушать трек на слишком низкой или высокой громкости, может сложиться неверное представление о качестве звука.

Работа с автомастерингом. Лучше делать мастеринг песни самостоятельно, либо делегировать профессионалу. Так вы научитесь определять, что нужно доработать в треке.

Ставить слишком высокую громкость. Если слишком много использовать компрессор и лимитер, у вас действительно может повыситься громкость трека, но при этом есть риск, что звук исказится.

Использовать много эффектов за раз. Обилие эффектов может отвлекать внимание от вокала и музыки. Эффекты можно использовать, если вы хотите подчеркнуть общий замысел трека.

Слушать готовый трек только в студии. В студии созданы идеальные условия для прослушивания музыки. Но треки будут слушать в наушниках на улице, в колонках машины, дома с ноутбука. Лучше всего послушать трек в разных условиях, это поможет вам определить проблемные места, которые вы могли не заметить в студии.


На курсе «Сведение и мастеринг» в Московской школе музыки мы учим основам обработки, сводим треки вместе и делаем ремастеринг фонограмм. За 10 занятий вы научитесь работать с программами DAW, делать аранжировки и миксинг, накладывать эффекты и делать мастеринг. А на финальном занятии вы запишете готовый микс и проведете сведение и мастеринг вместе с преподавателем.


Мастеринг включает в себя финальную обработку сведенного трека. Сюда входит восстановление и выравнивание звука, подбор эффектов, придание звуку объема и плотности, работа с громкостью и переходами. Также на этапе мастеринга важно подготовить трек к публикации на стриминговых сервисах и учесть требования площадок.

Главное отличие мастеринга от сведения в степени обработки трека. На этапе сведения приводят к единому файлу отдельные дорожки с вокалом и музыкой. Затем устраняют недочеты, делают звук ровным и добавляют эффекты. А на этапе мастеринга музыкант или звукорежиссер работает с уже готовым треком и приводит его к финальному звучанию.

Где учиться?

Для тех, кто хочет полностью сменить карьерный трек, «рулить» звуком на концертах и записывать артистов на студиях, в Moscow Music School осенью стартует новый поток программы «Звукорежиссер». Студенты учатся профессиональной концертной и студийной звукорежиссуре, работе со студийным оборудованием, приобретают опыт работы над реальными проектами и учатся эффективно строить музыкальную карьеру в условиях современного рынка.



Вам будет интересно

Любимые альбомы 2024 года по мнению друзей и партнеров Moscow Music School
Как стать музыкантом?
Советы для музыкантов: как продвигать свою музыку?
Профессия музыкальный продюсер
Заявка на курс Заявка на событие
×