Звук за пределами сцены

Звук за пределами сцены

Когда-то голос исполнителя был естественным инструментом, зависящим только от природных данных, дыхательной техники и акустики зала. C развитием технологий вокал перестал быть исключительно живым искусством и превратился в объект цифровых трансформаций. Современные технологии не только расширили вокальные возможности артистов, но и изменили восприятие их звучания публикой. Современную музыкальную индустрию трудно представить без инструментов обработки голоса. Все они — от старых аналоговых эффектов до сложных алгоритмов искусственного интеллекта — радикально изменили подход к вокальному исполнению.

Первые шаги: от механических усилителей до студийных эффектов

Еще в начале XX века певцы выступали без микрофонов, опираясь лишь на силу своего голоса и архитектуру концертных залов. Оперы и классические музыкальные произведения исполнялись в специально спроектированных помещениях с естественной акустикой, а вокалисты развивали уникальные техники проецирования звука. Все изменилось с появлением первых динамических микрофонов в 1920-х годах. Например, такие артисты, как Bing Crosby, начали использовать микрофоны, чтобы передавать более интимные и выразительные оттенки голоса, что было невозможно при чисто акустическом исполнении.

К середине XX века на сцене появились ревербераторы и эквалайзеры, позволяющие корректировать звучание в реальном времени и на пост-продакшене. Разберем основные примеры.

Реверберация (Reverb)

Реверберация — это один из первых эффектов, появившихся в звукозаписи. Он имитирует отражение звука от стен, создавая ощущение пространства. Чем больше реверберации, тем «дальше» звучит источник. В 1940-х годах студии начали экспериментировать с естественными реверберационными камерами (Echo Chambers), а в 1950-х появились пружинные и пластинчатые ревербераторы. Они позволяли создавать ощущение пространства и глубины в записи. Классический пример — использование естественной реверберации студии Abbey Road в записях The Beatles для придания вокалу глубины и объема. 

Где применяется?

Классическая и хоровая музыка — реверберация естественным образом присутствует в соборах и концертных залах, что делает звук глубоким.

Рок и альтернативная музыка — эффект создает атмосферные звуковые ландшафты (Radiohead, Muse).

Эмбиент и электронная музыка — реверб делает синтезаторы и вокал воздушными (Brian Eno, Sigur Rós).

Поп и баллады — помогает сделать вокал эмоциональным и объемным (Adele, Lana Del Rey).

Примеры:

  • The XX — Intro (глубокая реверберация создает теплую атмосферу и ощущение пространства).

  • Enya — Only Time (реверб делает голос воздушным и мистическим).

  • Metallica — Nothing Else Matters (реверб на гитаре создает эпический эффект).

Дилей (Delay)

Дилей — это эффект задержки звука, создающий повторяющиеся эхо-отклики. Он может варьироваться от коротких задержек (slapback delay), создающих резонансный эффект, до длинных многократно повторяющихся эхо. Эффект появился с развитием магнитофонных лент в 1950-х. Первые ленточные дилеевые устройства, такие как Echoplex и Roland Space Echo, использовались в роке, блюзе и психоделической музыке.

Где применяется?

Рок и блюз — классический slapback delay часто используется в гитарных соло и вокале (например, Elvis Presley и The Beatles).

Поп-музыка — помогает добавить насыщенности голосу и сделать звучание более широким (Michael Jackson, Madonna).

Электронная музыка — дилей часто применяется к синтезаторам и вокалу, создавая гипнотический эффект (Daft Punk, The Prodigy).

Рэп и хип-хоп — помогает создать ритмическую текстуру, придавая флоу эффект «отдачи» (Travis Scott, Kanye West).

Примеры:

  • U2 — Where the Streets Have No Name (гитара с дилеем создает атмосферу широты и простора).

  • Pink Floyd — Run Like Hell (дилей на гитаре Дэвида Гилмора создает узнаваемый ритмический паттерн).

  • The Weeknd — Blinding Lights (дилей делает синты более объемными).

Гармонайзер (Harmonizer)

Harmonizer — это эффект, который изменяет высоту звука (pitch) и создает гармонические дубли оригинального сигнала. Одним из первых и  культовых устройств, реализовавших этот эффект, стал Eventide H910 Harmonizer, выпущенный в 1975 году. Этот процессор позволял не только изменять высоту звука без изменения его скорости, но и добавлять искусственные гармоники, создавая эффект «двойного вокала» или трансформируя голос до неузнаваемости. В 1980-х вышли более продвинутые версии H949 и H3000, а сегодня в студиях и на сцене используются цифровые версии, такие как Eventide H9000 и плагины для DAW.

Где применяется?

Классика рока — обогащение вокала и гитар (David Bowie, Led Zeppelin).

Панк и пост-панк — расслоение голосов (The Clash, Talking Heads).

80-е — расширение гитар и вокала (Van Halen, Prince).

Гранж и альтернатива — плотный вокал (Nirvana, Soundgarden).

Хип-хоп и электроника — сочетание с автотюном (Daft Punk, Kanye West).

Современная поп-музыка — объемный вокал (Billie Eilish, The Weeknd).

Примеры:

  • Nirvana — Come As You Are (гармонайзер добавляет плотность вокалу).

  • Daft Punk — Harder, Better, Faster, Stronger (роботизированный голос).

  • The Weeknd — Blinding Lights (расширение вокала).

Хорус (Chorus)

Хорус (Chorus) — эффект, который создает ощущение множества звуковых слоев, как если бы один инструмент или голос дублировался несколькими исполнителями одновременно. Он достигается за счет небольших вариаций в высоте тона (pitch) и времени (delay), что делает звук более густым и пространственным. В результате получается звук, напоминающий пение хора (отсюда и название), игру нескольких скрипок или гитар одновременно.

Где применяется?

Рок и метал — густые гитарные текстуры (Nirvana, Metallica).

Поп и диско — насыщенный звук инструментов (ABBA, Michael Jackson).

Альтернатива — воздушные гитары (Radiohead, The Cure).

Электроника — «винтажные» синтезаторы (Daft Punk, Kavinsky).

Примеры:

  • Nirvana — Come As You Are (водянистый гитарный звук).

  • The Police — Walking on the Moon (атмосферная гитара).

  • Daft Punk — Something About Us (объемный бас).

Автотюн: революция в вокале

Автотюн (Auto-Tune) был впервые разработан доктором Энди Хильдебрандом в конце 1990-х годов для немузыкальных целей, таких как сейсмический анализ.

Однако его потенциал в музыкальной индустрии быстро заметили, и вскоре он произвел революцию в процессе записи и продакшна. 

Программа использует метод коррекции высоты тона, анализируя поступающий аудиосигнал и мгновенно подстраивая его к ближайшей нужной ноте.

Это достигается с помощью сложных алгоритмов, которые определяют основную частоту вокального сигнала и корректируют ее в соответствии с заданной высотой тона. Уровень коррекции можно регулировать — от едва заметных исправлений до полной трансформации вокального исполнения.

Изначально выпущенный в 1997 году компанией Antares Audio Technologies, основанной командой инженеров и музыкантов, Auto-Tune был создан для исправления незначительных неточностей высоты тона в записанных вокальных партиях. Однако его популярность быстро возросла среди исполнителей, стремившихся к созданию уникального обработанного звучания.

Автотюн позволил вокалистам достигать практически идеальной интонации, даже если у них не было природной точности исполнения, что радикально изменило процесс звукозаписи и открыло новые творческие возможности.

Автотюн использует технологию, называемую «смещение формантов» (formant shifting), для коррекции высоты тона и трансформации вокальных партий. Когда певец поет фальшиво, программа в реальном времени анализирует высоту поступающего звукового сигнала и подстраивает ее под нужную ноту.

Этот процесс часто называют «коррекцией высоты тона» или «квантизацией высоты тона», так как он заключается в округлении высоты звука до ближайшего желаемого значения. Результат — отшлифованное и профессионально звучащее вокальное исполнение, свободное от нежелательных отклонений в высоте тона.

Помимо коррекции высоты тона, автотюн может использоваться для создания более драматических эффектов, таких как «питч-бендинг» или «глайд». Эти эффекты заключаются в постепенном изменении высоты тона с течением времени, часто в плавной и едва заметной манере.

Комбинируя эти эффекты с другими методами обработки звука, музыканты могут создавать сложные и захватывающие звуковые ландшафты, которые поднимают их музыку на новый уровень. Благодаря передовой технологии смещения формантов, возможности для творческого самовыражения безграничны, что делает автотюн ценным инструментом как для музыкантов, так для продюсеров.

Примеры:

Электронная музыка и поп

  • Cher — Believe (первая песня, где автотюн применили как осознанный эффект, сделав голос почти синтетическим). 

  • Daft Punk — One More Time (вокал здесь полностью синтезирован автотюн).

  • Lady Gaga — Poker Face (эффект создает узнаваемое звучание).

  • The Weeknd — Blinding Lights (автотюн используется для мягкой обработки голоса).


Hip-Hop и R&B

  • T-Pain — Buy U a Drank, Bartender (T-Pain по сути стал лицом автотюна, доведя эффект до крайности, голос в этих треках полностью синтезирован).

  • Kanye West — 808s & Heartbreak (весь альбом построен на эффекте автотюн).

  • Travis Scott — Sicko Mode (автотюн использован для создания гипнотического, «отстраненного» звучания).

Влияние автотюн на популярную музыку стало поистине революционным. Он позволил продюсерам создавать новый тип звучания — шлифованный и обработанный, с точностью и контролем, которые ранее казались немыслимыми.

Вдруг стало возможным создать песню, которая звучала идеально и безупречно, без каких-либо недостатков или человеческих ошибок, которые могли бы испортить исполнение. Это было значительное отклонение от традиционного процесса записи, когда певцы часто стремились к совершенству, но неизбежно не могли достичь его.

Способность программы без труда исправлять ошибки высоты тона и тембра дала артистам новое ощущение свободы и творческого контроля, позволяя сосредоточиться на воплощении своей художественной идеи.

Какие еще технологии повлияли на вокал?

Цифровые аудиостанции (DAW)

Цифровые аудиостанции (DAW) произвели революцию в процессе звукозаписи, предоставляя вокалистам мощные инструменты для записи, редактирования и продюсирования музыки. Сегодня можно не только записывать многослойные вокальные партии, но и мгновенно обрабатывать их с помощью встроенных эффектов и AI-инструментов.

Пример:

Pro Tools, Logic Pro и Ableton Live — эти DAW предлагают многодорожечную запись, недеструктивное редактирование и широкий выбор виртуальных инструментов и эффектов.

FL Studio и GarageBand — популярны среди начинающих музыкантов и продюсеров благодаря удобному интерфейсу и доступности.

Cubase и Studio One — продвинутые DAW, широко используемые для обработки вокала в коммерческих проектах.


Запись вокала в домашних условиях

Развитие технологий сделало возможным создание качественных записей в домашних студиях, позволяя артистам работать без привязки к большим студийным комплексам. Теперь вокалисты могут записывать, редактировать и даже микшировать треки самостоятельно.

Пример:

USB-микрофоны (Blue Yeti, Rode NT-USB) — позволяют записывать вокал с высокой детализацией без сложного оборудования.

Аудиоинтерфейсы (Focusrite Scarlett, Universal Audio Apollo) — обеспечивают профессиональное качество звука при подключении микрофонов и инструментов.

Виртуальные плагины и обработка (Antares Auto-Tune, iZotope Nectar) — позволяют редактировать и улучшать вокал без студийного оборудования.


Портативные устройства для записи

Современные технологии позволяют записывать вокальные партии в любом месте – на улице, в дороге или даже во время концерта. Это удобно для артистов, которые хотят зафиксировать идеи или сразу делиться контентом с аудиторией.

Пример:

Zoom Handy Recorders (H5, H6, H8) — портативные устройства с профессиональным качеством записи.

Петличные микрофоны (Rode Wireless GO, Sennheiser XSW-D) — удобны для блогеров, вокалистов и стримеров.

Мобильные приложения для записи (GarageBand, BandLab, Dolby On) — позволяют быстро записывать и редактировать вокал прямо на смартфоне.

Алена Щербина, куратор программы «Вокал» в Moscow Music School:

Появление автотюна — это просто очередной этап течения истории и развития музыки. Профессионал всегда услышит когда исполнитель поет сам, а когда в вокале используется цифровая обработка. Автотюн — отличный инструмент для скорейшего самовыражения. Мне как преподавателю жаль только, когда начинающие исполнители перестают стараться, потому что знают, что на постпродакшене все можно скорректировать. 

Автотюн может быть интересной современной краской, может облегчить процесс самовыражения на записи или в live исполнении. 

Так что это даже более философский вопрос — как относиться к технологиям.

Как технологии повлияли на восприятие живого исполнения

С развитием цифровой обработки слушатели привыкли к «идеальному» звучанию, что породило новые ожидания от живых выступлений. Сегодня концерты редко обходятся без эффектов: реверберации, дилея и иногда даже скрытого автотюна в реальном времени. Например, такие шоу, как American Idol и The Voice используют скрытые вокальные коррекции, чтобы улучшить звучание участников в прямом эфире. Это создает иллюзию студийного качества на сцене, но вместе с тем вызывает споры о честности живого исполнения.

Зрители стали более критичны к вокалу артистов: если певец звучит иначе, чем в записи, это может вызвать недовольство. Яркий пример — скандалы с фонограммой, в которых оказались замешаны такие звезды, как Britney Spears и Mariah Carey. В то же время технологии помогают исполнителям раскрыть свой потенциал на сцене, корректируя небольшие огрехи и делая шоу более зрелищным. Например, Beyoncé использует сложные микрофонные системы и реверберационные эффекты, чтобы передавать каждую эмоцию в своем вокале даже на огромных стадионах.

Социальные сети тоже внесли свою лепту. Все мы видели ролики, где парень или девушка совершенно буднично, сидя в машине или стоя на кухне, выдают невероятные вокальные партии естественно и непринужденно. Но, если разобраться, оказывается, что это не живое исполнение, а тщательно записанный трек, конечно, с использованием эффекта автотюн. Обман это или нет?

Многие говорят, что использование технологий для исправления вокальных ошибок несправедливо, так как это уменьшает необходимость для певцов совершенствовать свои навыки через усердие и практику.

Будущее вокала: искусственный интеллект и новые границы звука

Сегодня ИИ уже способен генерировать вокальные партии, имитировать голоса известных артистов и даже создавать полностью виртуальных исполнителей. Например, нейросеть Vocaloid позволила создать еще в далеком 2008 году Хацунэ Мику — цифрового персонажа, исполняющего песни без участия человека. В 2024 году появился сервис Suno AI, который позволяет по текстовому описанию (промту) создать трек с вокалом, музыкальной партией и полноценным текстом. Сервис быстро стал популярен и породил плеяду искусственно созданных треков, многие из которых можно послушать в самом сервисе в открытом доступе. Порог входа не высок и буквально каждый может записать свой трек, потратив какое-то время на создание идеального промта. 

Возможность воссоздания голосов ушедших артистов тоже стала реальностью: в 2023 году вышел трек The Beatles Now and Then, где был использован искусственный интеллект для очистки и восстановления вокала Джона Леннона. Это не просто исторический момент, но и демонстрация того, как технологии могут вернуть к жизни давно потерянные голоса.

Но одно остается неизменным: технологии не заменяют эмоции. Они лишь расширяют инструментарий вокалистов, позволяя экспериментировать со звуком и находить новые способы выражения. Главное — сохранить баланс между технологическими возможностями и живой энергетикой исполнения, чтобы вокал оставался искусством, а не просто цифровой обработкой.

Последний кусок

Любите петь, но хотите научиться делать это профессионально, или уже выступаете на сцене, но стремитесь улучшить свой вокальный скилл?

Запускаем программу для всех, кто хочет развить свой голос в комфортной и поддерживающей атмосфере

На занятиях мы будем разогревать голос, изучать его структуру и осваивать вокальные техники через практические упражнения. А совместные тренировки помогут вам привыкнуть к пению на публике и преодолеть страх сцены.

Приём заявок на курс по вокалу в Moscow Music School открыт до 19 мая. Подробнее о программе — читайте здесь.

Вам будет интересно

Профессия саунд-дизайнер
«Музыка, застрявшая в голове»: рифма, эдлибы и социальные сети
Теория музыки — как понять музыканта
Любимые альбомы 2024 года преподавателей Moscow Music School
Заявка на курс Заявка на событие
×