Профессия A&R: чем занимаются, как попадают в профессию и сколько зарабатывают A&R-менеджеры

Профессия A&R: чем занимаются, как попадают в профессию и сколько зарабатывают A&R-менеджеры
A&R-менеджеры (Artist and repertoire manager) — это незаметные герои музыкальной индустрии, ответственные за появление на рынке будущих звезд. Именно они перелопачивают сотни ежедневно падающих на почту демо, проводят десятки часов в пабликах начинающих исполнителей в VK или SoundCloud, договариваются с перспективными музыкантами и убеждают руководство лейблов их подписать. Мы поговорили с опытными специалистами — A&R-менеджерами «Студии СОЮЗ», OSUMA MUSIC, «Первого Музыкального» и «А+», — которые рассказали о том, как они пришли в профессию и чем она крута, а также дали советы начинающим специалистам. 

Как стать A&R-менеджером?

Нередко A&R-менеджерами становятся сами музыканты. Именно так и получилось у Никиты Мещерякова из OSAMA MUSIC — поиграв в разных коллективах, он прошел серьезную школу и как исполнитель, и как менеджер группы.

«В то время не было мейджоров, да и в целом выпускать музыку официально можно было только через TuneCore или Distrokid. Как и любому музыканту андеграундной рок-группы с амбициями, мне пришлось познавать менеджмент, звукозапись, концертную индустрию, развивать знакомства и связи. Позднее это переросло в продакшн для других групп, многочисленные советы младшим коллегам по цеху. Но как часто бывает с рок-музыкантами в нашей стране — ты либо становишься легендой “Нашего радио”, либо уходишь в звукорежиссуру. Ни первое, ни второе не вызывало восторга, и я понял, что накопленный багаж знаний можно направить в полезное русло и помочь начинающим талантам найти своего слушателя».

Похожими историями поделился и Алан Белини из «Первого музыкального», который занимался электронной музыкой, и Татьяна Диттер из А+, занимавшаяся организацией небольших DIY концертов и фестивалей.

A&R-менеджер «Студии СОЮЗ» Елизавета Юсова, в свою очередь, отметила, что несмотря на отсутствие какого-либо опыта в музыкальной индустрии, она смогла попасть на лейбл благодаря курсам и самостоятельному изучению профессии.

«Я ходила от собеседования к собеседованию как по лейблам, так и по концертным агентствам — там требовался опыт, и, естественно, мне везде отказывали. Но я не теряла надежды и на последние деньги покупала образовательные курсы и доступные книги (а в 2019 году их было не так много, как хотелось бы). С платных программ я начала переходить на бесплатные источники знаний (например, блог Алексея Николаева) — что дальше и определило ход событий. Спустя две недели я нашла вакансию в музыкальный лейбл, где успешно прошла собеседование и меня взяли без опыта работы»

Юсова

ЕЛИЗАВЕТА ЮСОВА, A&R-МЕНЕДЖЕР ЛЕЙБЛА «СТУДИЯ СОЮЗ»

Что важно для A&R-менеджера?

Главное для A&R-менеджеров — это глубокое знание рынка, музыкальный вкус и чуткое внимание к быстро меняющимся трендам. И, конечно, искренняя любовь к музыке. По словам Никиты Мещерякова, профессия крута тем, что сразу охватывает очень много ниш музыкальной сферы. 

«Поиск талантов на репетиционных базах, маленьких концертах в пабах и в топах плейлистов стриминговых сервисов, знакомство с артистами через знакомых аранжировщиков или на различных семинарах, советы коллег по цеху в стиле "Эй, обрати внимание на этих ребят — мне кажется, тебе зайдет". С момента знакомства с артистом до его подписания на лейбл и уже непосредственной совместной работы, менеджер проходит  все этапы погружения в творчество. Даже если вы не имеете опыта за плечами, поверьте — вас просто начнет сносить потоком информации, знакомств, новой музыки, концертов, и то, что казалось когда то совершенно далёким,  станет для вас на расстоянии вытянутой руки»

Еще одна ценность профессии — постоянная «прокачка» благодаря постоянному потоку общения с разными профессионалами индустрии: от продюсеров до артистов, от технических отделов до юристов. Елизавета Юсова рассказала, что за пятилетнюю карьеру она смогла прокачать свои скиллы не только в менеджменте, но и в сфере психологии влияния, юриспроуденции, блогинга, и даже звукозаписи.

«Одним словом, A&R — это не просто “ищейка” артистов и хитов, это — универсальный специалист. Как бы странно это ни звучало: "И чтец, и жнец, и на дуде игрец"»

Татьяна Диттер среди плюсов профессии тоже выделила возможность общения с лучшими представителями музыкальной индустрии — причем не только российской.

«Мое основное направление — международная деятельность, поэтому я встречаю людей со всего мира (даже если это просто видеосозвоны). На работе никогда не бывает скучно — да, есть рутинные задачи, без которых не бывает ничего, но в общем и целом все дни похожи друг на друга своей непохожестью. Кроме того,  результат труда виден сразу и многим людям: каждый раз когда слышишь свой трек где-то в общественном месте, на душе становится намного теплее. Еще один приятный бонус — мне удалось поработать с кумирами моего детства, из-за которых я когда-то взяла в руки гитару. сли бы мне в 9 лет кто-то сказал, что я буду выпускать материал этой группы, я бы не поверила». 



Мещеряков

НИКИТА МЕЩЕРЯКОВ, HEAD A&R И МЕНЕДЖЕР АРТИСТОВ OSUMA MUSIC

Сколько зарабатывают A&R-менеджеры?

По словам спикеров, начинающие специалисты получают от 40 тысяч рублей в месяц. Но верхнего предела нет. Никита Мещеряков отметил, что на начальном этапе стажера или рядового A&R среднего лейбла, специалисту вполне будет хватать дохода на жилье, еду и развлечения. 

«Чем быстрее вы покажете результаты, повысите свою квалификацию — тем больше вы будете зарабатывать»

Татьяна Диттер добавила, что как и в любой иной сфере, чем лучше работает специалист, тем больше он и получает.

Советы начинающим A&R-менеджерам

Никита Мещеряков рекомендовал новичкам научиться не просто слушать, но и слышать музыку: «Ваша будущая звёздочка и возможный кумир миллионов где-то рядом, и из тысячи песен вам надо найти ту, которая наиболее четко и эмоционально описывает нынешнее время, поколение или тренд. Это может случиться завтра, может через год — не опускайте руки, слушайте лучше, слушайте больше».

Также, по его словам, важно уметь понимать артистов и их внутренний мир. Не стоит набиваться к ним в друзья или становиться «мамочкой и папочкой» — важно просто разбираться в их видении и том, чего они на самом деле хотят. Вполне возможно, что девочку с гитарой, поющую на Арбате, можно сделать новой звездой быстрее, чем «упакованную леди с амбициями поп-звезды».

Кроме того, Мещеряков посоветовал не бояться ошибок. Музыканты — очень своевольные натуры, и еще ни одному A&R-менеджеру не удавалось избежать столкновений с их ленью, эгоизмом и всевозможными «творческими кризисами». 

«Когда через вас пройдут 10, 20, 50, 100, 200 артистов, вы станете лучше их понимать, яснее видеть картину и сознавать, на кого стоит тратить свое время, а на кого — нет»

По мнению Юсовой, для A&R-менеджера важно умение не опускать руки: даже если вам кто-то сказал «Нет», то обязательно найдется та дверь, которая легко откроется и вам скажут «Да»:

«Не сдавайтесь, идите своим путем и в своем темпе. Не переставайте учится и практиковаться. Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю. Чем дальше мы идем в развитии технологий, тем больше меняются процессы как создания творчества, так и процессы их поиска. Не бойтесь ошибаться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает»



Вам будет интересно

История «Hangover» — самого необычного альбома российской поп-музыки
«Резонанс с каждым»: Tim Shatnyy о Лаборатории Resonance, Tesla и своем творчестве
Профессия «Менеджер артиста»: чем занимаются, как попадают в профессию и сколько зарабатывают менеджеры музыкантов
Саунд-дизайн в видеоиграх: индастриал для шутера
Заявка на курс Заявка на событие