Как в 16 поступить в вуз, за сутки написать песню на миллион и продать трек Лободе?
Кажется, артистам просто приходит вдохновение и тогда рождается то, что мы потом слышим на стримингах. Тем не менее сонграйтинг – отдельная профессия, для получения которой 6 лет назад в России появилось высшее образование.
Интервью с артисткой и сонграйтером Алиной Маркиной (MARKINA) о вузе мечты всех современных музыкантов, написании песен на заказ и том, как стать артистом. Автор: Анастасия Заровкина.
Как ты оказалась в MMS еще не окончив школу?
Несмотря на то, что я с детства пишу стихи: вот как только выучила алфавит, стала сочинять в рифму, я не думала, что буду музыкантом. В то время я училась в лицее при «Высшей школе экономики» на психологическом направлении.
Думала, поступлю на псих фак, там буду параллельно музыкой заниматься, и увидела рекламу: артистка Наадя (а я обожаю музыку Нади Грицкевич) набирает курс в московской школе музыки. Я к родителям прихожу, говорю: «Дорогие, это моя мечта, можно?».
*Первые стихи Алины Маркиной
Родители разрешили, если поступлю. Прихожу в MMS первый раз: день открытых дверей, говорю: «Здравствуйте, меня зовут Алина Маркина, мне 16 лет, можно я к вам буду поступать?». Директор отказал, я же еще в школе учусь, а это вуз.
Прихожу еще раз, снова говорю: «Здравствуйте, очень хочу к вам поступить». Мне ответили, это неудобно, ведь там ЕГЭ предстоит – плохо сдам, им за это нести ответственность. Прихожу в третий раз на день открытых дверей, где присутствовала сама Наадя. Я к ней подошла, попросилась, она снова отправила меня к директору. Он на меня посмотрел и сказал: «Ладно… Давай, поступай». И я поступила. Слава богу, увидела эту рекламу вовремя.
Как пришла идея за 24 часа написать трек, у которого сейчас больше миллиона стримов?
Это была инициатива моей подруги и одногруппницы Кати Лукояновой (артистка TALAYA), она придумала проект: «за24». Его суть в том, чтобы за сутки успеть сделать трек и снять на него клип. Писали вообще на супер драйве вместе с еще несколькими одногруппниками, на фите нас четверо: Катя (TALAYA), Султан (SOULTYLER), Серафима (SERAFIMA) и я. Даже спустя три года этот трек у каждого из нас на первом месте по прослушиваниям: он поразительным образом разошелся на больше миллиона стримов и его взяли в сериал «Трудные подростки 4». Это было очень прикольно, потому что мы вчетвером творцы с вообще разными энергиями, а Катя нас всех объединила и мы такой успешный эксперимент сделали под названием «КАПОЭЙРА».
«До сих пор работаю с людьми, которые мне встретились в Moscow Music School. У нас прям мощный курс был»
Получается во время учебы вы часто создаете что-то вместе, были ли еще какие-то коллаборации?
Оказалось, что мы с Серафимой обе осетинки (я о ней уже рассказывала выше). Тогда мы написали трек «Где во всем этом я?» – он у нас сейчас второй по популярности. Это песня про то, как сочетается в нас российское и осетинское – даже сняли к нему клип на Кавказе.
А вместе с Федей (артист Oreo Oreo) я записала EP «Не надо слов», трек из которого репостнула к себе Вера Брежнева. В общем, по сей день именно та музыка, которую я написала за время учебы в ММS, у меня в топах по прослушиваниям. Это очень забавно, потому что потом стараешься, что-то делаешь, а на слуху все равно то, что было написано тогда.
После образования на программе по созданию песен реально можно начать зарабатывать?
«Люблю именно процесс сочинять, это всегда было в моей крови, у меня дедушка песни писал»
Самое главное, о чем важно помнить, в работе на заказ то, что не нужно пытаться убрать себя из этого текста, то есть, не нужно пытаться параноидально вжиться в голову другого человека. Я очень внимательно слушаю, что мне рассказывают, но потом искренне стараюсь найти внутри себя что-то, готовое на эту тему порассуждать.
Самые сложные тексты начинаются тогда, когда я от себя отказываюсь и пытаюсь стать чисто инструментом. Для меня хороший показатель текста — если бы я была готова спеть его сама. Понятно, что всегда есть нюансы, но даже в Лободе свой кайф.
Как ты продала свою песню Лободе?
Но это было стечение обстоятельств. Я не могу сказать, что могу вот так же сейчас легко открыть дверь и кому-то такому большому продать. Вообще нет. Но я развиваюсь в этом направлении и дальше.
Писала для фонда «Не напрасно» и «Одноклассников», корпоративов компаний «Red Mad Robot» и «Крок» и даже для и для сборника «Малышариков».
Ты говорила, у тебя было убеждение «настоящие музыканты не получают денег», сейчас твое мнение изменилось?
У меня было такое убеждение, оно очень мне мешало жить и зарабатывать, просто музыкой заниматься. Думала, что самые трушные люди из мира искусства бедные, сводят концы с концами, потому что их творчество не понимают. А потом я поняла, что эта мысль сейчас должна умереть. Даже Земфира – я считаю, это гениально, просто ангел на землю спустился. Но она, я уверена, очень хорошо себя чувствует в плане денег.
Сироткин – очень вдохновляющий пример. Когда я вижу сейчас, какие он собирает залы, я думаю: «Блин, все возможно!» Просто это не такой стремительный путь, как если ты подпишешься на 360* с каким-нибудь лейблом, и тебе дадут денег, напишут материал, ты действительно быстрее станешь популярным. Что неплохо, это зависит от твоего нутра. Есть люди по нутру артисты и исполнители, им нравится быть именно рупором, выступать – это одна энергия. Но у меня есть и другая энергия, которую я люблю даже больше, чем выступать – я люблю создавать. И когда я вижу, как то, что создает Сироткин, неизбежно находит широкую публику, это меня вдохновляет.
Главное, не требовать от музыки ничего, вот тоже важный момент, надо двигаться на кайфе, на благодарности
* Контракт с лейблом, который полностью будет заниматься твоим продюсированием
Ты про слишком много ожиданий?
Да, мне кажется, это убьет просто, и тебя убьет, и музыку убьет. К песням нужно относиться как будто это что-то одушевленное.
Вот есть группа Аигел*, я их очень люблю, они стали популярны, благодаря своему татарскому треку «PIYALA». Я была очень рада, когда увидела у них 4 миллиона слушателей на Яндекс музыке, никогда у них не было столько. Я думаю, они вообще себе не изменили ни разу. Делали всегда, что хотели. Это не самое простое музло, и при этом оно вот так вот на татарском выстрелило. You never know, куда тебя приведут эти линии судьбы, именно поэтому я предпочитаю об этом так много не думать. Оно либо происходит, либо не происходит. Но я верю, со мной произойдет все, что мне надо. Я просто такой человек. Я доверяю жизни.
* Артист признан Минюстом иностранным агентом
Твоя работа максимально творческая, можешь поделиться тремя лайфхаками для вдохновения?
Второе – быть внимательным. Может, проблема в том, что мы часто на автопилоте существуем. Если же уводить привычное в другое русло, обращаешь внимание, что на самом деле и дерево очень интересное, и ребенок на улице что-то сказал интересное, и хот-дог принесли тебе очень интересный. Гулять побольше и глаза открывать.
Третье – вдохновение посещает людей, но они его даже не замечают. То есть, тебе приходит идея, и ты думаешь: «Запишу потом». Но вот так она к тебе не вернется никогда. Поэтому надо не полениться диктофон хотя бы достать. Вдохновение приходит к тем, кто трудится.