Леонардо Перес: о профессиях (и не только) в саунд-инжиниринге

Леонардо Перес: о профессиях (и не только) в саунд-инжиниринге
Леонардо Перес, куратор программ Foundation in Music Technology и Sound Engineering, о том, насколько многогранна может быть область музыкальной звукорежиссуры. Ниже — разбираемся в роли специалистов-звукоинженеров на каждом этапе музыкального производства, а также рассказываем, как выстроен процесс их работы и расставляем все по полочкам. 

Studio Music Producer

Человек-гибрид, который одновременно может выполнять задачи инженера звукозаписи, миксинг инженера и музыкального продюсера. Подойдет тем, кто может выстраивать и поддерживать хорошие отношения с людьми, умеет руководить и управлять как большими проектами, так и большими человеческими ресурсами.

Большую часть времени ты работаешь наедине с собой, но в некоторых моментах — сталкиваешься с большим количеством людей одновременно, поэтому пунктуальность — одна из важных черт, которая должна быть присуща студийному звукоинженеру. Обычно этот специалист очень музыкален, умеет играть на многих инструментах, понимает, как работает песня, а также владеет всеми необходимыми техниками записи, и самое главное — умеет управлять студией звукозаписи. Как мне кажется, это центральная фигура в современном музыкальном производстве.

Recording Engineer

Cпециалист, который фокусируется на записи материала, по большей части работает на студии и получает клиентов, как правило, от музыкального продюсера. По большей части этот человек не ответственен за то, какой результат должен получиться — например, как финальная версия песни должна звучать стилистически  — и скорее работает в тандеме с музыкальным продюсером. Эта профессия требует глубокого знания технических моментов: ты должен понимать, каким образом оборудована студия, как работать и обращаться со всеми ее составляющими (от проводов до консолей), как эффективно выстроить работу с музыкантами, чтобы получить качественную запись, как сделать так, чтобы все работало безупречно.

Расстановка микрофонов, решение технических моментов и проблем, которые могут возникнуть по ходу записи, понимание принципов работы с акустикой — эти и не только вопросы решает инженер звукозаписи. Этот специалист большую часть времени работает самостоятельно, поэтому важна личная сфокусированность и ориентированность на результат. И не забываем про все вышеперечисленные hard-skills, который связаны с высокой технической подкованностью. Обычно именно инженер звукозаписи следит за всеми новинками в области технологий и оборудования. 

Mixing Engineer

Итак, третий вариант — миксинг-инженер. Это человек, который получает материалы, записанные инженером звукозаписи, и делает из этого финальный результат. Он гораздо меньше общается с музыкантами и, как правило, еще более замкнут. Процесс его работы похож на создание видеоигры, потому что он буквально по крупицам собирает и воссоздает музыку.

Он также работает с клиентами в студии, однако уже на финальных этапах создания материала — после того, как музыка уже была спродюсирована и записана. Этап сведения и «сборки» — это работа миксинг-инженера, поэтому такой специалист работает с большим количеством треков. Специалист также должен быть в курсе многих современных тенденций в музыке и понимать, как эти тренды применить в работе. Метафорически — он обрабатывает алмаз, чтобы на финале получить бриллиант. Так что миксинг-инженер должен быть перфекционистом и в том числе креатором. При этом ты можешь работать как в тандеме с музыкантами, так и удаленно. 

Mastering Engineer

Мастеринг-инженер — человек, который получает материал от миксинг инженера, финально обрабатывает звук, доводит весь проект до конца и практически не взаимодействует с музыкантами. Специалист, внимательный к деталям и обладающий отличным музыкальным слухом. Из всех вышеупомянутых направлений — это наиболее интровертное. Этот человек никогда не работает в тандеме с музыкантами, а дорабатывает супер-технические детали проекта: вносит небольшие корректировки и устраняет возможные ошибки сведения проекта для качественного и полноценного результата.


Таким образом, студийный звукорежиссер обладает талантом ведения проекта и взятия его под собственный контроль от начала до конца, при этом он может быть не так силен в более узких задачах. В свою очередь, инженер звукозаписи получает точное техническое задание, и фокусируется на технических аспектах, чтобы записать материал так, как хочет заказчик. Далее — начинается работа миксинг-инженера, который получает записи и, как конструктор, собирает песню. И, в конце концов, все попадает в руки мастеринг-инженера, который дорабатывает материал.

Post Production Engineer

Такой специалист работает в таких сферах как кино, театр, ТВ, радио, стриминг. Он одновременно записывает актеров, дикторов и работает над качеством записи — делает чистки, реставрацию, обрабатывает звуковые дорожки, доводя их до хорошего звучания. Этот человек, как правило, очень скрупулезен и педантичен, потому что финальный результат должен быть идеальным настолько, насколько это требует индустрия, в которой он работает. Вместе с этим, он плотно занимается саунд-дизайном: например, работая над сериалом или фильмом, специалист комбинирует звуковые эффекты, записи диалогов, музыку. Все должно быть органичным и приятно звучащим.

Live Sound Engineer

Одно из наиболее активных и энергичных направлений в звукорежиссуре, потому что большая часть твоей работы сосредоточена вне студии и ты очень плотно включен во взаимодействие с другими людьми, потому что ты постоянно работаешь бок-о-бок с артистами и командой площадки. Базово — это специалист, который управляет и настраивает звук на живых выступлениях, понимает все тонкости работы с акустикой, оборудованием и умеет управлять большими системами, чтобы все работало четко на протяжении всего концерта.

Тебе нужно быть в курсе новинок на рынке технического оборудования, ты должен понимать, как работает шоу и быть готов к постоянному движению. При этом ты получаешь результат в моменте — что дает очень много адреналина.

Systems Engineer

В этой роли вы постоянно взаимодействуете с другими звукоинженерами и производителями оборудования. Здесь — минимум творчества и больше науки и физики, потому что работа сосредоточена на проектировании, сборке и настройке больших звуковых системы с нуля, а также на анализе особенностей площадки и помещения. Специалист работает с объективными и измеримыми вещами, именно от него зависит — какие компоненты и составляющие будут задействованы в проектируемой звуковой системе.

С одной стороны — ты художник, с другой — максимально подкованный специалист в математике, проектировании и физике, который умеет максимально эффективно адаптировать принятые решения в специфических условиях пространства, в рамках которого ты работаешь.

Ссылка на программу

ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ SOUND ENGINEERING

Вам будет интересно

История «Hangover» — самого необычного альбома российской поп-музыки
«Резонанс с каждым»: Tim Shatnyy о Лаборатории Resonance, Tesla и своем творчестве
Профессия «Менеджер артиста»: чем занимаются, как попадают в профессию и сколько зарабатывают менеджеры музыкантов
Саунд-дизайн в видеоиграх: индастриал для шутера
Заявка на курс Заявка на событие