Профессия «Менеджер артиста»: чем занимаются, как попадают в профессию и сколько зарабатывают менеджеры музыкантов
Среди всех профессий в музыкальной индустрии «менеджер артиста» точно одна из самых разноплановых. Хороший менеджер должен не только уметь организовать концерт или тур, но и быть правой рукой для музыканта, помогая ему выстраивать карьеру, мотивировать, а также решать постоянно возникающие проблемы (в том числе, и юридические). В общем — брать на себя все нетворческие задачи. Однако, «нетворческие» — совсем не значит не интересные и не захватывающие.
Мы поговорили с менеджерами ведущих российских музыкантов, которые рассказали о плюсах и минусах профессии, о том, как в нее попасть, и сколько можно заработать. И, конечно, собрали лайфхаки и советы для новичков.
Как стать менеджером артиста
«Спустя время мы стали хорошими друзьями и когда они разошлись со своим менеджером, то фразой “Ну ты нас любишь, знаешь концертные площадки, общаешься с людьми в музыкальной тусовке. Будешь нашим менеджером?” позвали меня работать с ними».
Глава музыкального лейбла Seven One Music Мойш Соловей рассказал, что попал в профессию еще случайнее.
«Подруга попросила имитировать менеджера на встрече с мейджером, по ходу встречи увидела, что мне даже не нужно имитировать. Так мы начали работать с Шурой Кузнецовой».
Однако, далеко не все становятся музыкальными менеджерами артистов просто из-за любви к музыке. Например, Екатерина Посаднева (работает с музыкантом Николаем Мищенко и агентством Unipop Music) готовилась связать свою жизнь с музыкальным бизнесом еще со школы, и поэтому поступила на продюсерский факультет в академию Гнесиных. Уже во время учебы Посаднева стала ассистентом менеджера артистов лейбла Xuman Records, работала на музыкальных фестивалях и занималась «привозами» зарубежных артистов в Россию.
«Меня всегда интересовала работа людей, которые являются частью команды артистов, и когда я наконец нашла “того самого артиста” c которым хочу работать, случился мэтч и я поняла, что это именно та часть работы в музыкальной индустрии, которой я хочу заниматься и где могу быть максимально полезна»
Чем крута профессия
Посаднева отметила, что профессия музыкального менеджера ценна тем, что дает возможность работать с общаться с талантливыми и интересными музыкантами и «делать так, чтобы у них было больше времени на творчество» — остальное, добавила Екатерина, она с удовольствием берет на себя.
«Работа менеджера — сделать так, чтобы артист чувствовал себя комфортно во всём, когда это происходит слушатели также чувствуют себя круто! Музыка это то, что остаётся с людьми на всю жизнь, здорово развивать карьеры артистов и тем самым открывать хорошую музыку как можно большему количеству людей!»
Макарова подчеркнула, что как и любая профессия, специальность музыкального менеджера крута тогда, когда она искренне нравится человеку. Конкретно ей она нравится сразу по нескольким причинам: это и любовь к музыке, и возможность быть причастным к релизам любимых артистов и их истории, и возможности помогать эту историю творить.
«Отдельно в моей профессии мне нравится организовывать концерты, потому что только на концертах ты можешь в живую увидеть людей, на радость которых ты работаешь».
С ней согласен и Соловей. По его словам, профессия дает ему возможность быть пусть и небольшой, но важной частью процесса создания «великой музыки, и того, как она доходит до слушателей. Это абсолютно бесценно».
«Смотреть в лица фанатов на концертах, читать их отзывы о музыке, и знать что в этом есть твоя небольшая доля это мечта для человека который тоже когда-то хотел стать музыкантом (но не имеет для этого достаточно таланта».
Сколько получает менеджер артиста?
«Бывает и такое, что менеджер работает с артистом за фикс, тут все индивидуально — по договоренности».
Макарова добавила, что в среднем, зарплата менеджера колеблется от 70 000 до 90 000 рублей, но может доходить и до примерно 300 000.
Советы начинающему менеджеру
Ирина Макарова:
«Главный совет — больше заниматься нетворкингом. Мне кажется, что иметь большое количество знакомых в индустрии — это то, что выделяет хорошего менеджера на фоне остальных. Ваш артист в начале своего пути будет непопулярным и неинтересным для СМИ, фестивалей и организаторов, и чтобы его позвали на фестиваль или поставили его песню на радио — будет лучше, если у вас есть дружественные контакты во всех нужных сферах».
Мойш Соловей:
«Чтобы быть эффективным музыкальным менеджером нужно иметь достаточно разносторонний набор навыков, знаний и талантов. Глубокое понимание бизнеса, юриспруденции, музыки, маркетинга, психологии, коммуникации, и так далее (все то, что не любят делать сами музыканты). Главный вопрос: горит ли у тебя самого/самой, и будешь ли ты в это постоянно углубляться потому, что это интересно тебе лично? Если ответ утвердительный то у тебя есть все шансы быть классным менеджером артиста».
Екатерина Посаднева:
«Главный совет — искренне верить в артиста, с которым вы работаете и быть самым главным поклонником его творчества! А еще уметь услышать желания артиста и делать все возможное, для развития его карьеры, а также быть в меру настойчивым и поддерживать хорошие отношения со всеми игроками рынка».