Наадя: Как работают метафоры в песнях

Наадя: Как работают метафоры в песнях
Метафоры вплетены в ткань нашего языка. Некоторые из них мы используем настолько часто, что перестаём воспринимать их как метафоры. «Лес рук», «прошло как по маслу», «ручка двери» — типичные примеры этих стёртых метафор.

Надежда Грицкевич — автор песен и лидер группы НААДЯ, куратор программы Songwriting в Moscow Music School рассказала, из чего строятся метафоры и как они работают в песнях.

Метафоры в жизни

Метафора — это средство выразительности, перенос свойств одного предмета на другой. Среди типов свойств выделяют основные:

Свойство формы: серебряное кольцо — творожное кольцо — кольцо дыма — транспортное кольцо.

Свойство местоположения: крыло птицы — крыло здания, хвост лисы — хвост кометы, обвалился потолок — он достиг потолка. 

Сходство функций: заливать соседей — заливать глаза, измерять линейкой — измерять взглядом.

Сходство цвета: белый лист — белая зима.

Сходство оценки: прозрачный раствор — прозрачный взгляд, ясный день — ясный взгляд, легкая сумка — легкое задание.

Сходство производимого впечатления: тёплый день — тёплый приём.

Сходство действия: охватить руками — охватило беспокойство.

В повседневной жизни мы часто используем эти метафоры и многие из них уже превратились в клише. Например, выражения «разбил сердце» или «кислое лицо». Клише принято презирать, но у них есть и полезная функция — с их помощью мы можем легко понимать какие-то неочевидные вещи.

Метафоры в музыке

Хорошая метафора в музыке — это столкновение двух идей из разных миров и плоскостей на основе общего признака, который, как нам кажется, их объединяет. И чем дальше окажутся эти идеи друг от друга, тем интересней получится метафора. В этих двух словах может быть заложен такой конфликт, из которого может вырасти песня или возникнуть ещё какое-то неожиданное решение. 

Метафоры в жизни творческих людей — естественный способ коммуникации. Музыканты и художники — это люди с более тонкой кожей, которые являются проводниками в мир чувственного.

Творческие люди находятся в постоянной необходимости переносить реальные события в область абстракции — чтобы личная история заставила ещё кого-то кроме вас что-то почувствовать. Искать для ваших чувств и ощущений неожиданные определения, которые в то же время будут понятны другим людям — чтобы история тронула и зацепила, нужны неожиданные повороты и слова. Учиться во всем видеть истории, конфликты и пути их решения.

Метафора — классный инструмент, который должен использовать каждый автор. Хорошая метафора может стать украшением вашего текста, наполнить его словами-триггерами. Это слова, которые цепляют слушателя и создают ощущение, что вы говорите конкретно с ним.

Трек Хаски «Реванш» — пример хорошо подобранных метафор. У Хаски особенный категорический образ мышления, ни на что не похожий. Его метафоры сложно с чем-то сравнить. И это ещё один способ, как можно выделить себя среди других артистов.

Хаски Реванш цитата

«В капсульной гостинице под землёй

В развалинах рта колосится вой

Будто где-то форточка плачет

Ой, это заворочался пращур мой

Над могилой корчится пар седой

Труп сидит на корточках, сам не свой

Стряхнуть дремоту с лежалых мышц

Оставить погост, побежать, как мышь

В рассветной неге, под марш стрекоз

В горбатом небе мурашки звёзд

Дышать на руки, крестясь во мглу

В пахучей попутке припасть к стеклу».

Как создаются метафоры


Метафоры из существительных


Соединяются два существительных. Например, «прощание» и «песок» можно объединить тремя способами:

А это Б (прощание — это песок)

А выраженное через Б (прощание песка)

Б выраженное через А (песок прощания)


Метафоры качества «прилагательное + существительное или глагол»


Трение между прилагательным и существительным, или прилагательным (наречием) и глаголом создаёт конфликт и новую краску.

Примеры: стремительный сон, жизнерадостное облако, безжалостное солнце, слепо верить, отчаянно ждать, обиженно молчать.


Метафоры действия «существительное + глагол»


Конфликт создаётся за счёт столкновения глагола и объекта, к которому он применяется.

Примеры: проживать сон, соблюдать молчание, резать тишину.

Цитата Наадя метфоры 1

«ХОРОШАЯ МЕТАФОРА — ТА, КОТОРАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ ВАС НА СЕКУНДУ ЗАВИСНУТЬ ИЛИ ЗАДУМАТЬСЯ. КАЖДЫЙ, КТО УСЛЫШИТ ВАШУ МЕТАФОРУ В ПЕСНЕ ИЛИ СТИХОТВОРЕНИИ, ОПИРАЯСЬ НА СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ И БАГАЖ ЗНАНИЙ, ПОЙМЁТ ЕЁ ПО-СВОЕМУ, И В ЭТОМ ВСЯ ИХ СУТЬ И КРАСОТА».

Ccылка на программу

 ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ SONGWRITING

Вам будет интересно

Как стать музыкантом?
Советы для музыкантов: как продвигать свою музыку?
Что такое мастеринг, отличие мастеринга от сведения
Профессия музыкальный продюсер
Заявка на курс Заявка на событие