Профессия сонграйтер
введение
Сонграйтер — это важная творческая профессия в современной музыкальной индустрии. Сонграйтер не просто пишет тексты песен или музыку, он отвечает за гармонию музыкальной композиции и ее целостность. Такие профессионалы работают в тесном сотрудничестве с исполнителями, продюсерами, студиями и звукозаписывающими компаниями. Они мультидисциплинарные специалисты, объединяющие в себе как поэтические, так и музыкальные навыки.
Некоторые артисты пишут песни самостоятельно, таких в индустрии называют авторами-исполнителями. Чаще всего это представители нишевых жанров (например, рэпа или кантри), для которых выражение собственных мыслей и переживаний стоит в приоритете. Однако, большинство артистов выбирают более безопасный путь — гениально подают материал, написанный профессиональными авторами. Например, так делали Элвис Пресли, Эдит Пиаф, Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд. Особенно это востребовано у современных исполнителей.
У сонграйтеров есть возможность внести личный вклад в индустрию музыки и развлечений. Авторы пишут песни во многих жанрах: кантри, джаз, рок, блюз, фанк, рэп, регги, соул, мюзикл, R&B, хип-хоп. Самые успешные музыкальные композиции попадают в кинематограф, телешоу или рекламу и становятся известны еще большему кругу слушателей. Так как создание песен — это длительная творческая работа, именитые профессионалы подолгу сотрудничают с одними и теми же артистами.
«Я бы сказала, что в профессию сонграйтер идут люди эмоциональные, которым нужно выразить свои чувства через определенные слова, мелодию, гармонии. Я сама, когда переживаю о чем-то, пишу песни. Не всегда их выпускаю, это что-то более терапевтическое», — Люси Симон, автор песен, вокалистка, пианистка и куратор программы «Сонграйтер» в Moscow Music School.
Необходимые знания и навыки
Чтобы стать сонграйтером, нужно быть разносторонне развитой личностью, не бояться творческих экспериментов, обладать навыками написания текстов и другими профильными знаниями и скиллами:
- разбираться в теории и истории музыки;
- работать в профессиональном софте и играть на музыкальных инструментах;
- генерить концепции и идеи песен;
- владеть теорией и практикой стихосложения, писать тексты для песен;
- сочинять музыкальные гармонии;
- создавать аранжировки;
- работать в сотрудничестве с разными специалистами: артистами, другими профессиональными сонграйтерами, аранжировщиками, музыкальными продюсерами;
- разбираться в юридических аспектах профессии, в частности, в авторском праве;
- анализировать музыкальный рынок и следовать трендам.
Чтобы научиться создавать музыку, сонграйтеру важно понять базовые принципы построения хита. Всех, кто хочет стать автором песен, ждут годы непрерывной практики.
«Что нужно делать, чтобы стать успешным сонграйтером? Много работать (без этого никак), находить время на отдых — это тоже источник вдохновения, — прокачивать свои скиллы в общении — вам нужны люди в команде, с которыми вам приятно общаться, ну, и фанатеть от того, что вы делаете, дарить свои эмоции на сцене. Хотя сонграйтер не всегда выходит на сцену, все остальное очень важно», — Люси Симон, автор песен, вокалистка, пианистка и куратор программы «Сонграйтер» в Moscow Music School.
Как стать сонграйтером
Где учиться
- курс «Сонграйтер» от Moscow Music School;
- курс «Сонграйтинг» от Skillbox;
- курс «Сонграйтинг» от Академии МАМА;
- курс «Сонграйтинг» от музыкальной школы Starzzz.
За рубежом можно получить специальное образование и стать бакалавром или магистром сонграйтинга. Например, такие программы есть в Музыкальном колледже Беркли или в Университете западной Шотландии.
Как самостоятельно искать клиентов
Артисты, желающие купить песню, чаще всего находятся через знакомых или обращаются к сонграйтерам сами — в этой среде хорошо работает сарафанное радио. Музыка — одна из тех сфер, где знакомства и отношения между людьми часто являются решающим фактором. Для специалиста важно научиться создавать вокруг себя комьюнити и обращаться к нетворкингу, то есть выстраивать деловые связи, расширять круг общения.
Некоторые начинающие сонграйтеры занимаются массовыми почтовыми рассылками и самостоятельно предлагают материал артистам и студиям. Также искать заказы можно на профильных сайтах и биржах фриланса. Существуют маркетплейсы для продажи услуг аранжировки, текстов, музыки для кино, театров и рекламы.
Услуги сонграйтера можно предлагать и обращаясь в продюсерские центры напрямую. На их сайтах есть контакты для отправки демо-версий. В случае, если работой заинтересуются, автор получит ответное письмо с приглашением.
Очень важно иметь грамотно упакованное портфолио, без него поиск клиентов окажется более сложным и долгим. Для его пополнения можно обращаться в лоу-сегмент — там представлены начинающие исполнители. Много заработать на таких заказах не получится, но это будет настоящий опыт и практика.
Профессиональный рост
В музыкальной среде большую роль играет не только талант сочинять музыку, но и имя автора, которое нарабатывается годами. В случае успеха сонграйтер имеет возможность сотрудничать с известными музыкантами, певцами и другими представителями творческих профессий. Многие из них могут получить контракты с крупными российскими и зарубежными музыкальными лейблами.
Своим опытом поделилась Люси Симон — куратор программы «Сонграйтер» в Moscow Music School:
«Карьерный рост — это про наличие жесткого стремления работать над ремеслом, на одном таланте не попрешь. И общаться с нужными людьми, нарабатывать “связи”. Да, иногда все складывается более чем удачно, и ты племянник или дочь “нужного” дяди, но в моем случае было иначе — я стучала во все двери, окна, находила лестницу и лезла на стены».
Авторское право
Сонграйтер сочиняет музыку, которая является одним из видов интеллектуальной собственности. На каждую песню распространяется два вида авторских прав. Первый — на звукозапись, которая соответствует самой песне и ее воспроизведению. Зачастую такое соглашение действует между артистом, его рекорд-лейблом и компанией, которая хочет использовать эту песню. Второй вид — на музыкальную составляющую. Это относится к тем, кто занимается созданием трека, его записью и выпуском, то есть к авторам песен.
Каждая написанная песня делится на авторскую и издательскую долю авторских прав (или роялти — это вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация, как правило, денежная, за использование патентов, авторских прав, франшиз и других видов собственности). Если сонграйтер не работает с издателем, то как автор музыки имеет полную долю роялти. Если же он состоит в отношениях с паблишером (тем, кто осуществляет и контролирует в правовом поле распространение музыкальных произведений), то доля роялти делится.
Среди современных артистов распространен гострайтинг (от англ. ghostwriter, ghost – «призрак», writer – «автор»). Гострайтеры пишут материал для других артистов, выступающих в качестве предполагаемых авторов этих песен. Это специалисты, которые создают тексты и музыку, соглашаясь на отчуждение от собственной интеллектуальной собственности в пользу повышенного гонорара.
Закон позволяет заказчику использовать созданное гострайтером произведение без указания имени автора, если обе стороны об этом договорились и зафиксировали это условие в документах. Однако, на практике бывает так, что произведение не просто используется без указания имени настоящего автора, но и выдается за созданное самим заказчиком без соглашения.
Сколько зарабатывает сонграйтер
Зарабатывать сонграйтер может в найме, где платят фиксированный гонорар за сочинение для исполнителя, кредит и гонорары за каждый популярный трек. Этот способ привлекает многих специалистов стабильным доходом. Штатные профессионалы, которые создают музыку быстро или в команде, могут получать стабильно высокую зарплату.
Например, на бирже MaxSong минимальная цена за готовую песню на момент написания статьи — 30 000 рублей, максимальная — 300 000 рублей. Большая часть лотов варьируется в пределах 50 000 – 100 000 рублей.
В начале карьеры зарплата сонграйтера вряд ли будет высокой. Сначала понадобится написать несколько коммерчески успешных авторских композиций, прежде чем получить непрерывный поток заказов.
Чем сонграйтер отличается от композитора
В чем же разница между профессией сонграйтера и композитора?
Сонграйтеры, как правило, работают в песенном жанре, сосредоточены на материалах, актуальных в настоящий момент, они следят за новинками и задают тренды в музыкальной индустрии. Такие специалисты создают хиты, которые впоследствии могут возглавлять чарты на музыкальных платформах.
Композиторы, в свою очередь, более востребованы в кинематографе и на телевидении, в рекламе и театре. Для них важна нарративность музыки, образы и драматургия. Композиторы обычно получают высшее образование еще в самом начале пути и работают с куда более широким спектром задач. Это специалисты, которые занимаются написанием партитур для оркестров, ансамблей и музыкальных сопровождений для медиа.
С чего начать писать песню
Чтобы написать текст песни и аранжировку, стоит как можно больше практиковаться, развивать наслушанность и навыки написания. В этом может помочь анализ материалов старых хитов и новых релизов.
В начале пути эксперты предлагают обращаться к этичному цитированию — сэмплированию (от англ. sample — «образец»). Так называют использование части одной звуковой записи в другой звуковой записи. Иногда к этому прибегают музыкальные продюсеры, играя на ностальгических чувствах. При этом всегда важно помнить о последствиях и не нарушать авторские права.
Чтобы написать слова к песням, успешные авторы советуют углубиться в поэзию и прозу. Там можно найти референсы, вдохновение или интересные фразы, которые могут стать толчком к собственной лирике.
Важно на начальном этапе разработать концепцию — то, о чем будет рассказывать материал. Человеку, который придумывает песню, следует импровизировать и использовать фантазию. Для этого нужно обращаться к различным техникам бессознательного письма, например, к автоматическому. Это поможет преодолеть любые блоки и освободить скрытые переживания. И главное, всегда стоит помнить о том, что написание песни — это творческий процесс, где все строится индивидуально, где нет определенной последовательности действий.