Саунд-дизайн в кино: искусство создавать иллюзии
Голова-ластик
Линч
«Если ты можешь представить звук в кадре, значит, можешь его воспроизвести», — говорит Дэвид Линч в фильме «По волнам: Искусство звука в кино», озвучивая первостепенную задачу саунд-дизайнера — представить, придумать, изобрести звук. Кто на самом деле знает, как звучит звездный корабль, пересекающий космическое пространство? Издает ли шум инопланетный бластер? Какой на самом деле голос у крылатых тварей назгулов? Читая эти описания, вы автоматически озвучиваете их в голове, и в этом тоже, безусловно, заслуга саунд-дизайнеров, придумавших и создавших звуки, которые впоследствии стали важной частью кода поп-культуры.
Чубакка
С чего начался саунд-дизайн в кино, сколько часов ушло на создание рева Чубакки и причем тут крахмал и макароны? Об этом в своем фильме «По волнам: Искусство звука в кино» подробно рассказывает режиссер Мидж Костин и ее именитые гости — Дэвид Линч, Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Кристофер Нолан и София Коппола, а также саунд-мастера, обычно остающиеся за кадром. Выбор темы для Мидж не случаен: до своего режиссерского дебюта Костин работала звукорежиссером на картинах Джона Уотерса и Тони Скотта и несколько раз номинировалась на «Оскар». «По волнам» объясняет, как за сотню лет эволюционировал голливудский саунд-дизайн: от первых полевых записей для озвучки фильмов 1930-х до психоделических цифровых экспериментов, создающих звуковой ландшафт несуществующих явлений и пространств сай-фая.
постер
О своих экспериментах рассказывают Пэт Джексон («Английский пациент»), Уолтер Мёрч («Апокалипсис сегодня»), композитор Ханс Циммер, Гарри Ридстром («Парк Юрского периода»), Анна Бельмер («Храброе сердце»), Сеси Холл («Топ Ган») и другие саунд-дизайнеры Голливуда, сформировавшие звуковую карту современного кино.