Световое оформление концерта: как визуализировать музыку
Сергей занимался разработкой светового дизайна туровых концертов для «Therr Maitz», в качестве художника по свету работал с Еленой Темниковой, Скриптонитом, Мусей Тотибадзе, NILETTO, Feduk, Nina Kraviz и другими артистами.
С какими запросами обращаются артисты
По моему опыту работы с музыкантами, их можно разделить на две группы. Одни понимают, что они хотят в сценографии и просто ищут художников, которые могли бы визуализировать их задумку. Другие не представляют, что хотят видеть на сцене, и им нужна помощь в разработке и воплощении идеи.
Например, мы делали шоу Сергею Лазареву. Он прошел театральную школу, понимает режиссуру и сценографию и знает, какие механизмы на сцене ему нужны, какое видео должно быть. На репетициях мы вместе с ним обсуждали его пожелания, например, какие цвета выбрать для конкретных песен.
Другой пример — творческая группа Арт Нави. Вместе с моим учеником Степой Новиковым мы работали над световым оформлением их шоу и использовали генеративный свет. Его принцип работы примерно такой: когда звуковые волны переходят на пульт, включаются определенные цвета. Руководитель коллектива Мария сама писала музыку для их симфонического оркестра и предлагала идеи по оформлению. Мы подсказали, как сделать лучше, расставили свет и проекторы, записали программу, в которой яркость и цветность на сцене менялась в зависимости от играющей музыки.
Для этого мы использовали спектроанализатор. С ним можно задать смену освещения под конкретный бит, частоты, громкость, движение артиста, инструмент. Например, в оркестре солировала скрипка, и в это время в зависимости от частот менялась программа освещения дополнительно. Специально под это шоу мы разработали свой софт и настраивали его конкретно под заказчика.
В это же время есть артисты, которые просят создать шоу для них с нуля. Тогда нам в команду помимо звукооператоров и сценографов нужны еще и режиссеры. Так было с концертами Димы Билана и Елены Темниковой.
Базовые советы по освещению
-
Освещать артиста так, чтобы было видно его лицо. Для этого нужен такой же подход, как в фотографии: контровой свет даст человеку объема, а боковой или рисующий свет придаст поможет создать светотеневой рисунок, очертания и объем лица.
-
Если два человека стоят рядом на сцене, необязательно брать четыре прибора. Можно поставить один лучевой прибор, который может освещать с двух сторон.
-
Самый недорогой вариант — диодные светильники. На них можно выставлять яркость и направлять их локально. Их можно найти в обычных магазинах, где продают лампы. Некоторые диодные контроллеры управляются через блютуз.
Можно ли сделать бюджетное шоу
Для меня нет пределов по свету, инсталляциям и сценографии. Если у заказчика небольшой бюджет, а проект мне интересен, я готов помочь. Мне помогают мои ученики и студия С Е Т А П.
Однажды мы организовывали концерт для группы Танцуй в Gazgolder. Мы впечатлились их проектом. Подружились с ними и сделали для них очень недорогое шоу. Клуб разместил их у себя почти бесплатно. Аренда приборов (спотовых светильников, матриц, санстрипов, стробоскопов) обошлась нам в 100 000 рублей на один день. Плюс в качестве декораций мы использовали строительные леса и подвешивали на них свет — это тоже стоило копейки. С помощью нескольких правильно включенных приборов мы сделали мощный концерт.
Иногда музыканты работают в продакшене и выступают в их клубах. В таком случае у артистов в распоряжении есть только клубное оборудование. Если хочется попробовать что-то новое, берите дополнительные приборы. С группой Нервы мы работали в клубе Adrenalin Stadium. Оборудования было немного, и мы дополнительно собирали световые приборы, стробоскопы, дополнительный свет — общим бюджетом до 100 000 рублей.
Небольшой бюджет не проблема — главное, найти специалистов, которые готовы помочь подобрать свет, эффекты, песни. Я с удовольствием работал с Нервами, ничего не получил за это, но мне был интересен сам проект.
Цитата Световое оформление 1
Сколько готовится шоу
В среднем подготовка занимает несколько месяцев. Мы заранее обсуждаем тайм-коды, декорации, свет, затем визуализируем и показываем артисту, чтобы внести его пожелания.
Бывает, что у нас есть пара недель или пара дней до шоу. Конечно, в этом случае результат будет другим. Если времени мало, важно провести подготовку дома, посмотреть все на визуализаторе, чтобы представлять, как это примерно будет выглядеть на шоу.
Какое оборудование использовать
В основном для связи между контроллерами и световыми приборами используется цифровой протокол DMX-512, который включает 512 юниверсов по 512 каналов. Это провод, в котором настроены 512 команд. На пульте вы можете программировать, что делает каждый из приборов и его мощность.
Из недорогого оборудования можно взять китайские контроллеры, они стоят меньше 100 долларов и могут управлять одним или двумя 512-канальными разъемами.
Можно установить программы на ноутбук. Есть английская фирма, которая производит софт MagicQ. У них есть пульт, который выдает 64 юниверса по 512 каналов в каждом.
Зачем нужны визуализаторы
Весь свет можно подготовить заранее дома на визуализаторе. Это программа, которая показывает, как будут светить приборы, как они будут перемещаться, какие будут эффекты. Можно прописать конкретные эффекты по тайм-кодам, и когда дадут фонограмму с ними на концерте, свет будет вовремя включаться. С ним удобно показывать артисту схему по свету. Конечно, это очень примерная картина, которая будет дополняться. Но это удобно, если нужно проработать конкретный трек, настроить под него свет и быстро показать, как это примерно будет выглядеть на шоу.
Можно использовать визуализатор Capture или L8. Лицензия у визуализаторов стоит примерно от 2000 до 4000 евро. Я пользуюсь Capture. Кто-то пишет свои программы. Еще есть визуализатор Depence: с ним можно придумать и визуализировать любую задумку от простых концертов до рейвов.
Управлять световыми решениями можно через программу TouchDesigner. Можно настроить автоматическое включение эффектов, а можно включать все вручную. Некоторые артисты это ценят и просят вместо прописанных тайм-кодов включать эффекты в шоу вручную.
Что почитать
Если вы только начинаете изучать сценографию и работу со светом, лучше всего начать с базовых книг по фотографии. Так вы поймете, как работает свет. Для более подробного изучения можно взять книгу любого кино- или телеоператора. Там уже будет более детальная информация: как пользоваться трансфокатором, какие нужны приборы, что такое цветовая температура.
Советую книги по световому шоу, но часто они не переведены на русский. Или книги по театральному освещению, например, от мастеров Мариинки.
Что посмотреть
Лучший способ научиться — смотреть записи старых шоу. Мне нравятся Rammstein и Pink Floyd. Там сделано все максимально просто, по канонам освещения, но очень профессионально. Возьмите шоу Pulse от Pink Floyd: там видно, как работает освещение, можно учиться как по книге.
С книгой можно научиться теории, но чтобы понять, как освещение работает на самом деле, нужно смотреть концерты. На хороших видео сразу понятно, где и как работает свет. Если вы уже знаете основы фотографии, вам будет проще углубиться в сценографию и работу со светом.
А если вы хотите сами снимать шоу на видео, нужно очень тщательно выбирать команду. Лучше выбирать не телевизионных операторов, а киношных, чтобы правильно передать все эффекты.