Профессия саунд-дизайнер

Профессия саунд-дизайнер

Профессия саунд-дизайнера находится на стыке сразу нескольких дисциплин. Нужно знать основы музыки, разбираться в синтезе звука, желательно уметь играть на инструменте и понимать, как он устроен. В статье рассказываем, чем занимаются саунд-дизайнеры, что важно уметь, какие есть плюсы и минусы профессии и куда пойти учиться.

Что такое саунд-дизайн

Саунд-дизайн — это работа со звуком, создание звуковых эффектов или звукового оформления. Задача саунд-дизайнера — создать современный аудио-контент, который подойдет под визуал и будет отвечать технической задаче.

С помощью звука можно создавать нужное настроение, озвучивать персонажей и их действия, добавлять эффекты в элементы интерфейса. Саунд-дизайнеры работают везде, где может понадобиться музыка или звук: на выставках, в кино, театре, медиа, видеоиграх.

Чем занимаются саунд-дизайнеры

Саунд-дизайнеры — это гибридные специалисты, они хорошо разбираются в каждой из сфер: теория музыки, понимание гармонии, игра на инструменте, создание музыки и эффектов.

Задачи саунд-дизайнера зависят от разных факторов. Если нужен линейный звук, в задаче будет заранее известен конкретный сценарий и хронометраж: в кино, рекламе, видеороликах.

Нелинейный саунд-дизайн нужен в играх и VR-проектах, в которых звук зависит и меняется в зависимости от действий игрока. Для таких проектов нужен другой подход к работе со звуком.

Возможные задачи саунд-дизайнера:


  • Создание звука для кино, выставок, медиапроектов, подкастов, видеоигр.

  • Реставрация аудио от посторонних шумов.

  • Запись фолей-звуков для кино или рекламы, обработка и сборка записей с нескольких микрофонов.

  • Миксинг-мастеринг созданных звуков.

  • Создание аудиосистем и интеграция звука в игровую среду.

  • Запись актеров локализации для дубляжа фильмов и сериалов.

  • Работа со звуком на крупных мероприятиях, например, на стадионе или ледовой арене.

Плюсы и минусы профессии

О плюсах и минусах в профессии мы поговорили с саунд-дизайнерами и преподавателями Московской школы музыки Андреем Даниловым и Александром Горячевым.

Плюсы:


Разнообразные навыки и задачи. Саунд-дизайн требует очень разносторонних знаний в звуке, в том числе в игровой сфере. Можно применять и развивать различные навыки и не уставать от однотипных задач.

Работа в команде. Часто, чтобы решить задачу, нужно много общаться с заказчиком, изучать его личные предпочтения, сферу и то, как будет использоваться звук, перебирать референсы.

Творчество. Как и в работе музыканта и композитора, здесь можно выражать себя через звуки и музыку. Творчество есть и в том, как сделать классный проект, учесть запросы заказчика и технические требования.

Преображение проекта звуком. Благодаря звуку все начинает жить, объекты и персонажи становятся ярче, потому что картинка со звуком воспринимается иначе. Один из главных плюсов — это чувствовать себя причастным к проекту и улучшать его с помощью звука и музыки.

Минусы:


Высокий порог входа. Изначально нужен высокий уровень владения звуком для соискателей.

Много общения с командой. Саунд-дизайнеру нужно быть устойчивым к стрессу и уметь слышать заказчика и других специалистов из команды.

Рутинные задачи. Некоторые задачи могут быть монотонными, например: собрать много одинаковых звуков или отредактировать похожие аудио.

Нестабильный доход на фриланс-проектах. Сложно прогнозировать, когда придет проект и сколько он будет стоить, будет ли он сложным или легким. С другой стороны, это решается переговорами и выстраиванием деловых отношений. Чем больше у вас прозрачной коммуникации с заказчиком, тем легче вам будет договариваться о деньгах.

Необходимые знания и навык

Чем больше у вас знаний и навыков в разных областях музыки, тем лучше вы будете решать задачи. Нужно развиваться, прокачивать наслушанность и пробовать себя в в разных проектах.

Вот несколько обязательных навыков для саунд-дизайнера:

Самостоятельное создание звуков. Базовый навык — уметь создавать уникальный звук, не прибегая к готовым решениями.

Основы синтеза. Саунд-дизайнер должен знать синтез и его основные типы, чем они отличаются. Сам по себе звук состоит из нескольких звуковых слоев. Через синтез можно генерировать звуки, усложнять их структуру с помощью разных параметров — чаще всего в программах.

Запись звука. Важно записывать звук в поле и владеть разными типами микрофонов. Например, микрофон Ультрасоник пишет высокие частоты, которые человек не услышит. Сенсорные микрофоны и гидрофоны также помогают записывать звук с большей детализацией и гибко работать с материалом.

Миксинг и мастеринг. Саунд-дизайнеры обычно сами сводят свои звуки. А в музыке, например, авторы чаще всего отдают треки на сведение другим специалистам. В том числе важно уметь знать миксинг и мастеринг для работы в игровой сфере, потому что игровой звук отличается по логике от обычного музыкального.

Работа на стыке с разработкой. Иногда в обязанности саунд-дизайнера входят задачи на стыке с разработкой: например, если нужно разработать звуки для компьютерной игры и внедрить их в игровой движок. Полезно знать аудиодвижки, понимать код и уметь работать в специальных программах: Wwise или FMOD в связке с Unity, Unreal.

Понимание музыки. Нужно постоянно повышать наслушанность, изучать стили и жанры, инструменты — классические, современные, инструменты народов мира, —  как они устроены, как на них играть. Чем больше вы знаете, тем легче сможете подбирать референсы для проекта.

Понимание природы звука. Если вы будете изучать физику и акустику звука, вам будет проще понять, откуда он берется и как движется в пространстве. Так вы сможете более грамотно выстраивать свое произведение.

Музыкальная теория. С теорией вы сможете создать правильное настроение и выстроить драматургию произведения. Если саунд-дизайнер понимает, как устроены диапазоны, ритм, мелодия и гармония, это дает ему большое преимущество в работе.

Гармония. Следующий уровень мастерства, когда саунд-дизайнер понимает гармонию: музыка преображается, появляется драматургия и лаконичность. Музыкальное произведение или звуковое оформление становится более цельным и проработанным.

Игра на инструменте. Для всех саунд-дизайнеров важно понимать, как звук живет и извлекается из инструмента, какие бывают инструменты, в чем их различия. Также важно ходить на концерты, слушать разную музыку, изучать ее и искренне ей интересоваться.

Сколько зарабатывают саунд-дизайнеры

Работа саунд-дизайнером и заработок зависит от направления и проектов. При работе полный день в студии зарплата зависит от уровня специалиста. В проектной работе оплата зависит от навыков, понимания расценок на рынке, умения быстро и качественно сдать проект.

В саунд-дизайне проекты стоят по-разному: короткий ролик для известного бренда на 15 секунд может стоить 50 000 рублей и больше, а большой проект для медиастудии — 500 000 рублей. Короткие ролики могут стоить и больше, потому что требования при коротком хронометраже могут быть очень высокими: нужно продумать каждую секунду звучания. Все зависит от задачи, коммуникации между заказчиком и исполнителем (обращаются в студию или к фрилансеру), насколько высокий уровень у саунд-дизайнера, насколько крупный бренд заказал ролик.

Средняя вилка зарплаты варьируется от 800 до 5000 долларов в месяц. Также дизайнеры звука часто участвуют в недорогих, но интересных проектах. Все зависит от того, как вы договоритесь с заказчиком.

Помимо своих навыков и собственно решения задачи саунд-дизайнер должен закладывать в стоимость работы свою ответственность: что проект будет сдан в срок, все будет сделано по ТЗ, дизайнер не пропадет, будет общаться открыто с заказчиком. Если вы умеете хорошо работать, за это нужно брать деньги.

Как стать саунд-дизайнером

Стать саунд-дизайнером можно двумя путями — пойти на профильные курсы дополнительного профессионального образования либо поступить в вуз на звукорежиссера или саунд-дизайнера.

Где учиться:


Московская школа музыки, программа «Саунд-дизайн». Учеба длится 10 недель или 20 занятий. Вы научитесь работать со звуком: освоите обработку, синтез, сэмплирование, варпинг, создание эффектов. По итогу вы овладеете основами профессии, соберете свой первый шоурил, с которым можно начать работу по специальности.

Высшая школа экономики, саунд-арт и саунд-дизайн. Обучение длится 4 года. Студенты занимаются в музыкальной студии под руководством звукоинженеров, учатся писать музыку для рекламы, изучают теорию и практику саунд-дизайна. 

Академия им. Гнесиных, музыкальная звукорежиссура. Обучение длится 5 лет.  Для поступления нужно пройти вступительные испытания. В программу входит работа со звуком, музыкальная теория, история музыки, сольфеджио и общие гуманитарные предметы.

СПбГУП, звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ. Обучение длится 5 лет. Для поступления не нужна музыкальная подготовка. На занятиях учат записывать и сводить звук, монтировать, реставрировать аудио и работать в программах для обработки звука.


Какие предметы нужно сдавать при поступлении:

Для поступления на бакалавриат нужно сдавать ЕГЭ по русскому и литературе, а также предметы по выбору: иностранный язык, обществознание или историю (зависит от конкретной программы). Также предполагается профессиональное и творческое испытание. Для поступления на программы Московской школы музыки нужно знать DAW, основы обработки звука и синтеза.

Советы для начинающих саунд-дизайнеров от Андрея Данилова и Александра Горячева:

Найдите себе наставника. Это может быть преподаватель или опытный саунд-дизайнер, который познакомит вас со специальностью. Советуем проходить профильные курсы, чтобы изучить матчасть, покрутить синтезаторы и увлечься этим.

Попробуйте физические синтезаторы. Многие заходят в звуковой дизайн через физические синтезаторы, контакт с кнопками и ручками. 

Изучайте Ableton, Logic или Reaper. Плюс электронных синтезаторов в том, что их можно изучать не выходя из дома и не покупая дорогостоящее оборудование. В любом случае основная работа саунд-дизайнера происходит за компьютером, поэтому полезно освоить минимум одну из программ.

Учитесь записывать звуки. Звуковой дизайнер должен уметь подмечать и записывать звуки в окружающей среде, на производствах, в быту, на улице, в магазинах — всюду может оказаться материал, с которым потом можно будет работать. Купите рекордер и записывайте звуки, обрабатывайте их и играйте с ними — это интереснее, чем искать их  в аудиобиблиотеке.

Найдите кайф в обучении. Начать обучение лучше с интереса и любопытства к звукам и синтам. Изучите Syntorial — это программа по синтезу звука с инструкциями, тестами и заданиями.

На первых проектах делайте все, что найдете. Делайте все, что подворачивается под руку, не выбирайте проекты получше или попроще. Пусть это будет бесплатно, зато вы наберетесь опыта и посмотрите, как это работает, интересно ли вам этим заниматься.

Будьте готовы к правкам. Надо уметь не зазнаваться, потому что саунд-дизайнеры работают на клиентских проектах, а не личных авторских. Придется прислушиваться к мнению заказчика, выяснять все детали в диалоге, пробираться сквозь термины и находить общий язык. Задача саунд-дизайнера не сделать идеально, а договориться с заказчиком, сдать хороший проект и получить деньги.

Качайте софт-скиллы. Как и в любой работе с клиентами, в этой профессии важны простые человеческие качества: ответственность, умение общаться с людьми, разрешать конфликты и доносить свои идеи.

Готовьтесь к простоям. Создание звукового дизайна на проектах — это нестабильная история. У всех по-разному складывается поток проектов: для одних работает сарафанное радио, для других нет, для третьих сарафан сработал пару раз и получилось найти долгосрочный проект.




Специалист по дизайну звука — это и музыкант, и композитор, и звукорежиссер. В основном проекты приходят из креативных сфер, где нужно звуковое оформление и эффекты: кино, театр, выставки, медиа, подкасты, приложения.

Для работы нужно знать основы синтеза, работы со звуком в программах и на синтезаторах, теорию музыки и гармонию. Также часто саунд-дизайнеры умеют играть на музыкальных инструментах — это также помогает в работе над проектами.

Вам будет интересно

«Музыка, застрявшая в голове»: рифма, эдлибы и социальные сети
Как понять музыканта?
Любимые альбомы 2024 года преподавателей Moscow Music School
Уфа-Париж-Москва, когда на карте только желание быть артистом
Заявка на курс Заявка на событие
×